Православный форум ХРИСТИАНОС http://www.priest.ru/forum/ |
|
Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? http://www.priest.ru/forum/viewtopic.php?f=63&t=2188 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Sibman [ 22 янв 2015, 08:42 ] |
Заголовок сообщения: | Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? |
Кто же такие протестанты? В Европе вообще часто протестантами называют только лютеран, англикан и пресвитериан (реформатов-кальвинистов). Остальные христианские движения называют евангеликами. В России пока все, кто не католик и не православный, считаются протестантами. Но уже в серьезных богословских кругах и на серьезных православных сайтах и форумах все чаще можно наблюдать разделение на протестантов и неопротестантов. Попробую объяснить разницу. Будет немного длинно, но если Вам интересно, то прочитаете. Кому не интересно, просто не будет читать. Сам термин «протестантизм» обязан своим появлением одному знаменательному событию истории Реформации. Государственный сейм Священной Римской империи германской нации, который собрался в 1526 году в городе Шпейере, предоставил каждой из немецких земель свободу в вопросах религии до созыва вселенского собора. Но едва миновала опасность, вынудившая пойти на эту уступку, как уже в 1529 году император Карл V созвал второй сейм для подавления реформационного движения. Император обратился к сейму, требуя отменить постановление о свободе вероисповедания, утверждая, что оно послужило поводом к многочисленным беспорядкам. Религиозная веротерпимость была установлена законным путем, и лютеранские княжества решили бороться против такого нарушения своих прав. Лютер, согласно Вормсскому эдикту все еще находящийся в государственной опале, не имел права присутствовать в Шпейере, но вместо него поехали его единомышленники и князья лютеранских земель. После долгих споров было предложено компромиссное решение - там, где Реформация еще не утвердилась, Вормсский эдикт оставался в силе, а «там, где народ не подчинился ему и где приведение его в действие чревато восстанием, не производить никаких реформ, не затрагивать в проповедях спорных вопросов; не препятствовать служению мессы и не разрешать католикам переходить в лютеранство». И это предложение было одобрено проримским большинством сейма. Был провозглашен принцип "Чья земля - того и вера". Депутаты от лютеран заявили: «Мир, которым наслаждается империя, - результат декрета 1526 года. Отмена этого декрета наполнит Германию волнениями и раздорами. Сейм не правомочен поступать иначе, как только поддерживать религиозную свободу, пока не будет созван собор». Тогда были призваны представители свободных городов и от них потребовали прямого ответа: согласны ли они с предложенными условиями? Вынужденные отвечать, почти половина городских депутатов присоединились к реформаторам. Тем не менее, король Фердинанд, представитель императора Карла V, объявил, что «вскоре эдикт выйдет в виде императорского указа, и им остается лишь подчиниться». Сказав это, он оставил собрание, не дав реформаторам никакой возможности для размышления или ответа. Поскольку их отказались выслушать, лютеранские князья решили немедленно представить свой протест на рассмотрение государственного совета. Они составили торжественную декларацию и представили ее сейму. Начиналась эта декларация такими словами: «Перед Богом, нашим Единым Творцом, Защитником, Искупителем и Спасителем, Который однажды будет судить нас, а также и перед всеми людьми и всем живущим, торжественно заявляем, что ни мы, ни наш народ не согласны ни с одним пунктом указа, который противоречит Богу, Его Святому Слову, нашей доброй совести и спасению нашей души». Принципы, изложенные в знаменитом протесте, составляли самую сущность протестантизма. Протест в Шпейере, явившись торжественным воззванием против религиозной нетерпимости, утверждал право всех людей служить Богу по велению своей совести. Протест был обнародован, и вся лютеранская Германия поддержала его как выражение своей веры. Так появились протестанты. Первоначально это название относилось только к лютеранам, подразумевая под ними тех, кто протестовал в Шпейере. Однако постепенно наименование «протестанты» утвердилось за всеми движениями, вышедшими из-под юрисдикции епископа Рима. Таковыми можно признать, кроме лютеран, реформатов (последователей Жана Кальвина и Ульриха Цвингли) и англикан, которые, хотя первоначально и по другим причинам, но также отделись от римской Церкви. Иначе их еще называют "магистерскими реформатами", что, упрощенно, обозначает, что это государственные Церкви большинства. В отличие от неопротестантов, которые никогда и нигде не были большинством и не являлись государственной Церковью ни в одной стране. Итак. С течением времени стали появляться новые религиозные христианские движения, которые уже не устраивало то, что проповедовали протестанты. Они хотели идти дальше. Они считали, что традиционные протестанты остановились на половине дороге и Реформация, таким образом, не была закончена. Таких движений в настоящее время существует несколько. Самые известные – это баптисты, методисты, пятидесятники и харизматы. Их основатели вышли из англиканских, реформатских, а потом уже и из баптистских и пятидесятнических Церквей. В большинстве случаев все эти Церкви сейчас тоже называют «протестантами», хотя такое отождествление совершенно неоправданно. Ни одно из этих движений не отделилось от Римско-Католической Церкви. А протестантами, как мы помним, назвали именно те движения, которые вышли из-под юрисдикции епископа Рима. К тому же у них имеются достаточно серьезные богословские разногласия с историческим протестантами. А такое движение как, например, пятидесятники изначально создавалось как альтернатива протестантизму. Тем не менее, в бытовом сознании, протестанты – это все, кто не принадлежит к православию или католицизму. Такое обобщение достаточно выгодно некоторым околоцерковным кругам, ибо позволяет обвинять «протестантов» во всем, что исповедует хоть одна из не католических или не православных групп, игнорируя тот факт, что другие движения не имеют к этому никакого отношения. В чем же основные отличия традиционных протестантов от тех, кого мы назовем «неопротестантами» (то есть – новыми протестантами) или же «протестантами новой волны», просто для того, чтобы как-то различать между собой две эти группы? Пожалуй, основные и главные отличия лежат в понимании таинств Крещения и Причастия. В то время как все протестанты (лютеране, реформаты и англикане) крестят детей, все нео-протестанты (за исключением, пожалуй, методистов) считают, что детей крестить не надо, поскольку это бессмысленно. Такое различие обусловлено различным пониманием протестантами и неопротестантами того, чем по сути своей является Крещение. Для протестантов Крещение – это то, что делает в нас Бог, действие Бога в человеке, благодать Творца, действующая через совершение таинства. Церковь лишь исполняет заповедь. Таким образом, возраст крещаемого не имеет никакого значения. Более того, чем раньше мы крестим человека, тем лучше для него, ибо он получает Божие благословение, дары Святого Духа и приступает к Церкви, которая есть Тело Христово. Для неопротестантов Крещение – это то, что совершает человек, действие человека. Тот, кто принимает крещение, в неопротестантском понимании заключает с Богом некий договор, принимая на себя определенные обязательства (например, служить Богу доброй совестью). И таким образом крестить можно только людей, уже достаточно взрослых для того, чтобы они отдавали себе отчет в смысле того договора, который заключают с Богом. Дети и младенцы не могут еще осознавать этого в полном объеме, они юридически недееспособны для заключения каких бы то ни было договоров, поэтому и крестить их не имеет смысла. Если говорить о Причастии, то здесь все несколько сложнее. Относительно Причастия существуют разногласия даже между протестантами. Так, если для лютеран и англикан Причастие – это истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которые даруют приступающему к алтарю прощение грехов и жизнь вечную, освящают тело и душу, то для реформатов – это лишь духовные Тело и Кровь Господа, вкушаемые, соответственно, тоже лишь духовно, возносясь духом к Небесному Алтарю. В свое время именно по этому вопросу Жан Кальвин и Мартин Лютер не смогли прийти к взаимопониманию, сделав невозможным объединение двух Церквей. Что касается неопротестантов, то для них Причастие – это лишь хлеб и вино, которые символизируют Тело и Кровь Христа. Они принимаются в память о том, что совершил Господь для нашего спасения. Соответственно, простое воспоминание не может нести в себе ни прощения грехов, ни жизни вечной. К другим, не столь принципиальным отличиям можно отнести наличие у протестантов литургической формы богослужения, имеющей начало в древней Церкви и продолжающей традиции западного обряда. Основа богослужения - различные библейские тексты. Что в нео-протестантизме было, по сути, отменено и заменено простым по форме собранием. Также служители протестантских церквей носят священные облачения, традиционные для каждой из Церквей. У неопротестантов подобное обычно не практикуется. Уточню еще один момент. Шпайерская протестация была не богословским, а политическим документом, и требовала свободы вероисповедания для лютеран. Она была подписана не богословами или священниками, а князьями и курфюрстами тех земель, на которых уже успело утвердиться лютеранство. В переводе с латыни слово "простестация" означает не "протест", а "заявление". По этому правильная семантика слова "протестант" - это не "протестующий", а "заявляющий". Результатом Шпаерской протестации явилось признание свободы вероисповедания лютеран по принципу "Чья земля - того и вера". Это была, так сказать, временная победа Реформации, потому, что потом была война, организация Шмалькальденской лиги, и только после подписания Аугсбургского мира лютеранство стало полноправной религиозной конфессией в Германии. Во всем этом участвовали только лютеране и католики. Хотя в то время в Европе уже существовали религиозные группы реформатов - анабаптисты, "энтузиасты" или "фанатики" (прародители нынешних пятидесятников и харизматов), но они не имели никакого отношения ни к теологическому, ни к политическому аспекту Реформации, и ни католиками, ни лютеранами, не рассматривались ни как участники Реформации, ни как имеющие отношение к Церкви вообще. После Аугсбургского мира и смерти Лютера, проблемы и разногласия по артикулам исповедания начались внутри самого лютеранства. Правопреемником Лютера стал его ближайший друг и сподвижник Меланхтон. Будучи, в отличии от "дуболома" Лютера прекрасным дипломатом, Меланхтон начал делать попытки примирить лютеранство и реформатов - анабаптистов и кальвинистов, и начал искать богословские компромиссы между ними. В результате, Меланхтон начал делать такие заявления, которые вызвали возмущение и недовольство среди лютеранских священников и богословов, но часть из них встала на сторону Меланхтона. Споры и дебаты продолжались несколько лет, пока не пришли к общему знаменателю - составлению в 1577 г. Формулы согласия (Formula Concordiae), которая изначально называлась "Бергская книга", т. к. была подписана шестью ведущими лютеранскими богословами в монастыре Берг, близ Магдебурга. Этими богословами были: Якоб Андреа (автор конспективного изложения), Николаус Зельнеккер, Кристоф Кёрнер, Давид Хитреус, Андреас Мускулус, Мартин Хемниц. По догматической значимости равна «Аугсбургскому исповеданию». Она должна была послужить прекращению распри между ортодоксальными лютеранами и прокальвинистскими сторонниками Меланхтона. Окончательную точку во внутрилютеранских богословских дебатах положило составление и утверждение Книги Согласия - главного и основного вероисповедного (конфессионального) документа Лютеранской Церкви в 1580 году. Книга Согласия была подписана 70-ю ведущими богословами, епископами, священниками Лютеранской Церкви, и стала непреложной догматикой Лютеранской Церкви на все последующие времена. Таким образом, Реформация завершилась в 1580 году. Есть различные мнения по поводу того, когда же началась Реформация - в 1517 году, когда Лютер написал Тезисы, в 1520 г. после сожжения книг Лютера в Кельне, в 1521 году, после обнародования Вормского эдикта, в 1526 г. после Шпайтерской Протсетации, 1530 г. после предстваления императору Карлу Аугсбургского исповедания... Все эти мнения, по сути могут быть верны. Но день Реформации мы празднуем 31 окрября, это день, когда Лютер пригласил богословов Виттенберга на диспут посвященный Тезисам. Именно приглашение, а не сами Тезисы Лютер прибил к двери Замковой церкви в Виттенберге. Но одно точно и бесспорно - Реформация завершилась в 1580 году. И все, что происходило после этого, не имеет к ней никакого отношения. Нет у Лютера никаких "наследников и продолжателей" за исключением Конфессиональной Лютеранской Церкви. Попытки современных неопротестантов "примазаться" к Реформации, есть ничто иное, как попытки обосновать свою историчность, привязку к истории Церкви, что они хотя бы берут начало от Реформации средних веков, а не появились в начале-середине ХХ века. Но исторические факты - вещь неопровержимая. Никаких пост- и неопротестантов рядом с Лютером и отцами Реформации не стояло и стоять не могло. |
Автор: | ivanesphilosof [ 22 янв 2015, 13:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? |
Сам отказ от церковного предания, его приничижение, смотрение на него как на полезные, но не идущие от Духа Св. вещи, привёл к мнгоразмножению протестантизма от исходных традиционных вариантов. А по др. и быть не могло. Ведь, если чел начинает сам понимать Божие слово, а не под руководством церкви и водительством духа Святого, то сколько челов, столько и пониманий, отсюда и многоразмножение неопротестантства. Суть этого в исходной установке |
Автор: | miha61 [ 22 янв 2015, 13:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? |
Погоня, за правильными исполнениями внешних церковных действий, как раз и привели к такому количеству протестанских движений и их названий. Мне так кажется |
Автор: | ivanesphilosof [ 22 янв 2015, 14:16 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
наоборот, мы чаще страдаем чрезмерной церковной фарисесйскосью, а у них, - чрезмерная свобода, "свобода без единства", а у католиков-"единство без свободы". Вот эта "свобода без единства" и чрезмерный акцент на самостоятельном достижении праведности, чрезмерный ригоризм (под ригоризмом понимают нравственный (моральный, моралистический, этический) ригоризм — ригоризм в проведении нравственных норм. Часто это слово используется в отрицательном смысле, для обозначения чрезмерно мелочной строгости в соблюдении правил нравственности, у тех же пуритан) и привели их к множественным разделениям. |
Автор: | miha61 [ 22 янв 2015, 15:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? |
Иван, мне кажется, как только мы начинаем страдать фарисейством, мы перестаем быть христианами и становимся не лучше протестантов |
Автор: | ivanesphilosof [ 22 янв 2015, 15:33 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
Что вы понимаете под фарисейством? Строгое следование внешним элементам (пост строго, уже если сухоядение, так сухоядение, молитвенное правило дословно, и как написано, восстав ото сна......и т.д. из этой же оперы), так у них этого нет, у них чрезмерная свобода в понимании веры, в понимании Евангелия, кто как понимает, тот так и понимает, а даже заповеди Декалога (как написаны), падший человеческий разум может интерпретировать по-разному, один обладает даром убеждения ......и убеждает других в том, что его толкование лучше. а фарисейства-это не про них, как раз Лютер против фарисейства и восстал. Я бы сказал у них чрезмерное доверие свободе человека, его уму, человеческим способностям...просто забыли, что весь образ Божий после грехопадения в падшем человеке искажен. Они думают, что человек своей волей без особого участия Бога может изменить свою греховность...забывая как бы о боговоплощении, крестных муках и воскресении. некоторые из них причащаются томатным соком и печеньем, а несъеденное и не выпитый сок можно выбросить, ибо не Богу они причащаются, а просто вспоминают о Христе, его боговоплощении. смети, воскресении. У них др. полюс на контрарной шкале: волюнтаристская свобода падшего человека и мелочное фарисейство. |
Автор: | miha61 [ 22 янв 2015, 17:50 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
Может быть, может быть, но для меня авторитет православных святых и их учение ,гораздо дороже. |
Автор: | ivanesphilosof [ 22 янв 2015, 18:48 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
Не может быть, а так и было. Лютер восстал против авторитета папы и церкви, против индульгенций. а причем тут авторитет православных святых отцов. Они в большинстве своем жили 5-12 веков до Лютера, да и основные поместные соборы, на которых в оросах было сформулировано учение церкви задолго до Лютера. Последний 7 в 787 г., а реформаторская деятельность Лютера началась в 1517 г. Вы представляете что такое разница почти в 750 лет? Хотя, на мой взгляд, все-таки лютеране и англикане, недалеко отошедшие от католицизма, гораздо ему ближе, чем мы. Они не признают примат папы в вопросах вероучения, но признают филиокве, это уже тот факт, который не позволяет нам причащаться у них, а вот они, на мой взгляд, вполне могут причаститься, у католиков, и наоборот. ведь Символ веры читается один. Кстати, Лютер был доктором богословия, католического. У нас в то время никаких степеней теологии не было, т.к. вся Византия попала под власть османов, а у нас не было учебных заведений, типа западных ун-тов, все богословие развивалось в монастырях, но это На Московской Руси, в Византии в 10-14 веке аналоги западных ун-тетов были, тут даже можно выделить отличия (культурные) русского православия (начавшегося в 14 в., до этого на Киевской Руси было византийское) и византийского. Мне культурные аспекты византийского православия больше нравятся, чем русского. |
Автор: | miha61 [ 22 янв 2015, 19:19 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
Я как раз про эти внешние стремления и говорил. Судя по всему Лютеру, обижаться не о чем. - Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, |
Автор: | Sibman [ 23 янв 2015, 04:30 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
А никакого другого тогда в Европе и не было. |
Автор: | Dmitry Stepanov [ 23 янв 2015, 17:11 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
То, что Мартин Лютер был доктором католического богословия - это совершенно нормально, учитывая его принадлежность августинскому Ордену: в него входило немало ученых монахов. И получение им степени никак не означает ни стремления Лютера к славе, ни удовлетворенность жизнью в Католической Церкви. Последняя, кстати, могла бы прислушаться к нему гораздо раньше, чем дело дошло до прямой конфронтации. Как всегда, сыграла свою злую роль настроенность на централизацию власти. В конце концов, надо помнить о том, что Лютером двигало стремление исправить имевшие место грубые искажения вероучения, непосредственно отражавшиеся на практике. А что касается филиокве - так Лютера так изначально учили; он не мог вообще знать восточно-христианского подхода к проблеме личности. |
Автор: | ivanesphilosof [ 23 янв 2015, 17:16 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
Мне кажется в то время этого подхода, да и сейчас и большинство православных христиан не понимает. Его объяснение несколько эзотерично, не популярно уже по сути своей, требует каких-то исходных знаний философии личности из античности. ведь читаешь Кураева про филиокве и видишь отсылки к античной философии, антропологии. а где не умудренному человеку знать это. |
Автор: | miha61 [ 26 янв 2015, 20:00 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
В том -то вся проблема, что он не смог изменить главного, ни в себе не в других , это внутреннее состояние души, при котором человек поимает, что без Бога он ни что (мне кажется, это самое главное в христианстве) Он смог вместить, как в себя, так и в других, те или иные знания , пусть даже церковные , но не смог вместить в себе Бога, как это сделали православные святые. Какое ученое звание имел Серафим Саровский, Сергий Радонежский и др.? А ведь скольким, они помогли преобрести Бога! Это только мое мнение конечно. |
Автор: | Dmitry Stepanov [ 26 янв 2015, 22:35 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
При чем тут наличие или отсутствие степени? в России вообще с богословием бьыла большая проблема, это просто совсем другая ситуация (отсылаю к "Путям русского богословия" Флоровского - интереснейшая книга). Вы биографию Лютера читали? Я читал очень критические, но в одном они согласны - он как раз и считал всю свою жизнь,ч то он без Бога ничнто, что он своими деяниями вообще ничего изменить не может, что его спасение никак не может быть заслужено, а только лишь даровано спасительной Жертвой Христа. |
Автор: | miha61 [ 27 янв 2015, 09:56 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Реформация. Протестанты. Неопротестанты. Кто есть кто? | |||||||||
Благодарю Вас Дмитрий! Всегда с интересом читаю Ваши постинги, даже когда наши мнение расхожи. Не читал, т.к. по мнению наших святых отцов, к истинной вере он отношения не имеет. На основании этого, я не имею права с ними не соглашаться |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |