Православный форум ХРИСТИАНОС
http://www.priest.ru/forum/

Встречая Пушкинские дни...
http://www.priest.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=2416
Страница 5 из 8

Автор:  Молоко [ 08 июн 2016, 20:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

А про 5 желаний-то? В чём подвох-то?

Автор:  Катрин [ 09 июн 2016, 02:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Молоко писал(а):
А про 5 желаний-то? В чём подвох-то?

Я писала, что наверняка не знаю, это моё личное предположение:

Я думаю, что Пушкин знал об учении святых отцов о пяти ступенях греха, его развития.
Натолкнула меня на эту мысль статья А. Ужанкова "Учебник русской жизни" (о русской классической литературе).
Автор - доктор филологических наук, профессор нескольких учебных заведений, в т.ч Сретенской Духовной семинарии. В статье он применяет учение о пяти ступенях греха к образам русской литературы, например, Катерины из "Грозы", Анны Карениной.

Автор:  Молоко [ 09 июн 2016, 12:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Катрин писал(а):
Я писала, что наверняка не знаю, это моё личное предположение:

Я думаю, что Пушкин знал об учении святых отцов о пяти ступенях греха, его развития.
Натолкнула меня на эту мысль статья А. Ужанкова "Учебник русской жизни" (о русской классической литературе).
Автор - доктор филологических наук, профессор нескольких учебных заведений, в т.ч Сретенской Духовной семинарии. В статье он применяет учение о пяти ступенях греха к образам русской литературы, например, Катерины из "Грозы", Анны Карениной.

Я ничего не слышала о 5 ступенях. Надо бы почитать.

Автор:  Юджиния [ 09 июн 2016, 14:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Катрин писал(а):
Я думаю, что Пушкин знал об учении святых отцов о пяти ступенях греха, его развития.


Возможно, и не знал, а просто так совпало: пять ступеней – пять желаний (из «Сказки о золотой рыбке»). Ведь святые отцы в своих трудах не умствовали, не изобретали теоретических схем, а лишь описывали духовную реальность, которая открывались им в результате богопознания, и понимали, что эта реальность в свою очередь определяет физический уровень – отношения и поступки. Как человек тонкий и духовный поэт не мог не обладать интуицией, подсказывающей ему реальную подоплеку поступков людей – просто выражал это собственными средствами.
Обидно осознавать, что жизненные и бытовые неурядицы, во многом предопределенные его собственными - житейскими и прочими - просчетами, в итоге пресекли творческий и жизненный путь поэта, не дав выйти на новые, предопределенные масштабом его дарования уровни, закончить начатые труды и особенно – реализовать духовные открытия на собственном примере. Прав тот, кто считал и считает, что Россия потеряла еще и другого Пушкина - каким ему суждено было стать.

Автор:  Катрин [ 09 июн 2016, 21:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Цитата:
Возможно, и не знал, а просто так совпало: пять ступеней – пять желаний

Нет, о совпадении мысли даже не допускаю.
Или знал о пяти ступенях, или, как вы хорошо пишете,
"Как человек тонкий и духовный, поэт не мог не обладать интуицией, подсказывающей ему реальную подоплеку поступков людей – просто выражал это собственными средствами."
Это относится и к другим нашим писателям.

Юджиния писал(а):
Обидно осознавать, что жизненные и бытовые неурядицы... в итоге пресекли творческий и жизненный путь поэта, не дав выйти на новые, предопределенные масштабом его дарования уровни, закончить начатые труды...

Ой, мы и так не всё поняли из того, что он успел написать... Наверное, свыше решили, что нам достаточно... )

Цитата:
...реализовать духовные открытия на собственном примере.

Русские философы, о которых я писала раньше, считали, что он реализовал духовные открытия на собственном примере. ...
Известны слова исповедовавшего его перед концом священника - он сам бы себе хотел подобной христианской кончины.

Да - и хорошо, что выстрел в Дантеса был не смертельный. Пуля, срекошетив от руки, попала в пуговицу (!). Так Пушкин остался свободным от убийства.
Ещё и простил.

Автор:  Юджиния [ 09 июн 2016, 22:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Катрин писал(а):
Русские философы, о которых я писала раньше, считали, что он реализовал духовные открытия на собственном примере. ...
Известны слова исповедовавшего его перед концом священника - он сам бы себе хотел подобной христианской кончины.

Да, кончина была христианской, но священник все же хватил через край: душевные страдания усугублялись мучительной физической болью и мрачными мыслями о будущем семьи - такого и врагу не пожелаешь.
...Однако в жизни поэта раздирали противоречия: горячо откликавшийся на проявления дружбы, он, тем не менее, сумел за короткий срок нажить себе немало влиятельных врагов - большей частью посредством вызывающих высказываний и эпиграмм; ревность, ненависть, презрение - "бешенство" - были его эмоциональной нормой; держать "удар" по-христиански поэт не умел и не пытался: при малейшем намеке на уничижение его личности или таланта взрывался гневом и был готов выйти к барьеру (вспомните его три несостоявшиеся дуэльные истории в начале 1936 года). Вспоминается, как он резко отклонял публичные попытки Геккерена к примирению. Поэт скорее руководствовался общественными нравами тех лет, чем христианскими нормами поведения: например, считал приемлемым прилюдно спровоцировать противника, чтобы добиться вызова на дуэль.

Катрин писал(а):
Ой, мы и так не всё поняли из того, что он успел написать... Наверное, свыше решили, что нам достаточно... )

Самым интересным и нехарактерным для творчества поэта стал бы, думается, роман "Русский Пелам", дошедший до нас в набросках. Огромное число действующих лиц - прообразы некоторых хорошо узнаются среди врагов и друзей поэта, - "закрученный" сюжет и заметная автобиографичность главного героя - молодого человека, совершившего немало ошибок, противоречивого, но не потерявшего чести и благородства; общественная атмосфера Петербурга того времени, способствующая возвышению отнюдь не высоконравственных людей.

Катрин писал(а):
Пуля, срекошетив от руки, попала в пуговицу (!). Так Пушкин остался свободным от убийства.

Точнее - прошла сквозь руку и стукнулась о пуговицу.
Но Пушкин хотел его убить, потому и настаивал на поединке, и написал Геккерену письмо, ответом на которое мог быть только вызов. Если быть объективным, то все его христианские проявления имели место уже после дуэли...

Автор:  Катрин [ 10 июн 2016, 04:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Юджиния писал(а):
Да, кончина была христианской, но священник все же хватил через край: душевные страдания усугублялись мучительной физической болью и мрачными мыслями о будущем семьи - такого и врагу не пожелаешь.

Ну, что же, на то он и священник, чтобы говорить с точки зрения вечности.
Юджиния писал(а):
Если быть объективным, то все его христианские проявления имели место уже после дуэли...

По-моему, в душе и творчестве христианские проявления были намного раньше. Вот несколько примеров.

В 24 года он задумал образ Татьяны - образец христианской женщины.

В 30 лет он писал митрополиту Филарету:

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

1832 г. "Дубровский". Ещё до своих разбойничьих подвигов. сразу после похорон отца, спрятавшись в лесу, Дубровский случайно слышит разговор возвращающихся с кладбища людей: "Удались от зла и сотвори благо, — говорил поп попадье, — нечего нам здесь оставаться." Какой посыл даёт Пушкин!

За полгода до смерти он перелагает в стихи великопостную молитву:

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой..."

А самое последнее, конец 1836 г.- "Капитанская дочка" - воплощенное милосердие.

Автор:  Катрин [ 10 июн 2016, 04:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Мне нравятся слова Бориса Башилова, русского публициста и писателя, эмигранта, жившего в Аргентине.

"Если бы судьба подарила ему еще 15-20 лет жизни, то вся последующая судьба России могла бы стать иной,
ибо гений Пушкина безошибочно различал верный путь там,
где остальные только беспомощно топтались или шли по неверному пути."

Автор:  Галина [ 10 июн 2016, 05:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

А еще он и Гаврилиаду написал, ссылок давать не буду, кто захочет, сам найдет

Автор:  Dmitry Stepanov [ 10 июн 2016, 06:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Галина писал(а):
А еще он и Гаврилиаду написал, ссылок давать не буду, кто захочет, сам найдет


Только это было в юности. Потом сам же поэт этого произведения стыдился, тому есть немало свидетельств.

Автор:  Ольгааа [ 10 июн 2016, 10:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Галина писал(а):
А еще он и Гаврилиаду написал, ссылок давать не буду, кто захочет, сам найдет

Лучше не искать. Что бы потом не плакать""Глаза мои, развидьте это".((( Со мной именно так и было.

Автор:  Молоко [ 10 июн 2016, 10:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Да-да, я слышала он ещё и матерные стихи писал, но не читала)))
Надо бы мне что-то почитать у него, а то давно уже ничего не читала у Пушкина.

Автор:  Юджиния [ 10 июн 2016, 13:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Катрин писал(а):
По-моему, в душе и творчестве христианские проявления были намного раньше. Вот несколько примеров.

Проявления в душе, конечно, были, но не настолько, чтобы оформиться в устойчивое мировоззрение, которое бы его в итоге спасло.
...Стихотворение прекрасное - достойная "лебединая песня" для гения, - как и другие из последнего цикла, и мне не очень понятно, для чего пушкинисты до сих пор спорят, в каком порядке их следует располагать и читать...

Митрополиту Филарету посвящено и более показательное стихотворение "Дар напрасный, дар случайный",написанное в 1928 - точнее, это крик души, обращенный к мудрому архиерею: судя по всему, 28-летний поэт совершенно разуверился в смысле жизни и своем предназначении. "Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал?" - вопрошает поэт. Очевидно, испытав громкую славу и признание, поэт ощутил себя совершенно неспособным противостоять другим проявлениям окружающего мира. Его неумение принимать какие бы то ни было унижения поставило его перед опасной жизненной чертой.

Катрин писал(а):
Если бы судьба подарила ему еще 15-20 лет жизни, то вся последующая судьба России могла бы стать иной,
ибо гений Пушкина безошибочно различал верный путь там,
где остальные только беспомощно топтались или шли по неверному пути."


Что такое "еще 15-20 лет" для Пушкина? Упоминая его имя, говорят исключительно о гениальности, о даре предвидения, о предначертанном пути. Но это уместно лишь применительно к творчеству. В житейских обстоятельствах поэт не был ни прозорлив, ни гениален. Последующие годы означали бы для него те же невыносимые материальные проблемы (кстати, как обходились в то время с хроническими должниками из общества?..), увеличение расходов на воспитание детей, отсутствие постоянных заработков, ту же невозможность покинуть "свинский Петербург", нападки врагов и бессмысленное сочувствие друзей etc. Все это проза жизни, но она-то и убивает поэзию.

Автор:  Катрин [ 10 июн 2016, 15:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Галина писал(а):
А еще он и Гаврилиаду написал, ссылок давать не буду, кто захочет, сам найдет

А зачем хотеть это читать? И младенец какает, но мы любим его не за запах подгузников. Их сворачиваем и выбрасываем.
Молоко писал(а):
я слышала он ещё и матерные стихи писал, но не читала)))

Покажите мне мужчину, ни разу в жизни не выражавшегося нецензурно.
Пушкин же не святой, и не ангел. Даже святые не сразу приходили к святости.
Его недостатки мешают идеализировать его и сотворять из него кумира, что опять-таки только всем нам на пользу.
Юджиния писал(а):
Митрополиту Филарету посвящено и более показательное стихотворение "Дар напрасный, дар случайный",написанное в 1928 - точнее, это крик души, обращенный к мудрому архиерею:

Насколько я знаю, это стихотворение не было обращено к архиерею. Сам архиерей на него откликнулся чудным стихотворением.
А потом уже Пушкин написал ответ, строки из которого я привела в предыдущем посте. Слова митрополита Филарета упали на плодородную почву, Пушкин воспринял их чуткой душой.
Юджиния писал(а):
Все это проза жизни, но она-то и убивает поэзию.

Да, с поэзией, возможно было бы сложновато.
Но не к одной поэзии сводится появление Пушкина в России. Кажется, это слова Башилова, и с ними все согласятся, - Пушкин помог русским осознать свою национальную самостоятельность, значение русского народа, русского языка, русского характера, русского духа.
(Кстати, у Башилова есть интереснейший труд по истории масонства в 9 томах, где есть статья Пушкин и масонство. Наш поэт и там здорово во всем разобрался)

Автор:  Юджиния [ 10 июн 2016, 18:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Встречая Пушкинские дни...

Катрин писал(а):
Насколько я знаю, это стихотворение не было обращено к архиерею. Сам архиерей на него откликнулся чудным стихотворением.

Да, точно: просто эти два стиха в моём сознании неразрывно связаны, и митрополит для ответа взял за основу стихотворение Пушкина.

...Стесненные обстоятельства сгубили немало творческих судеб. Творчество отнюдь не выигрывает, если голова занята мыслями типа "чем завтра платить за дрова". А у Пушкина были ещё большие цензурные трудности с пропуском в печать "Современника", да и авторы всё же ждали хоть каких-то гонораров, обеспечить которых он не мог. До него постоянно доходили пересуды на тему отношений в его собственной семье, сплетни о Наталье Николаевне и Жорже, а также - особенно унизительная для него версия женитьбы Жоржа на Екатерине. И везде и всегда всё упиралось в отсутствие денег: закупки для дома и стола, долг книгопродавцу, долг извозчику, невозможность увезти семью из Петербурга, чтобы спастись от сплетен и постоянного нарастания тех же долгов. И все это ложилось лишь на его плечи и мучило именно его голову.
Я думаю, если бы поэт - кстати, по советам множества знакомых - всё же не связал бы себя семейными узами, а также не счел бы нужным стремиться в великосветское общество - занимался бы творчеством и историческим изысканиями, общаясь при этом с такими людьми, как митрополит Филарет, то он бы благополучно вышел из своего кризиса, сберег немало умственных и душевных сил и создал в разы больше.

Страница 5 из 8 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/