Православный форум ХРИСТИАНОС http://www.priest.ru/forum/ |
|
Встречая Пушкинские дни... http://www.priest.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=2416 |
Страница 5 из 8 |
Автор: | Молоко [ 08 июн 2016, 20:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... |
А про 5 желаний-то? В чём подвох-то? |
Автор: | Катрин [ 09 июн 2016, 02:33 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | |||||||||
Я писала, что наверняка не знаю, это моё личное предположение: Я думаю, что Пушкин знал об учении святых отцов о пяти ступенях греха, его развития. Натолкнула меня на эту мысль статья А. Ужанкова "Учебник русской жизни" (о русской классической литературе). Автор - доктор филологических наук, профессор нескольких учебных заведений, в т.ч Сретенской Духовной семинарии. В статье он применяет учение о пяти ступенях греха к образам русской литературы, например, Катерины из "Грозы", Анны Карениной. |
Автор: | Молоко [ 09 июн 2016, 12:24 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | |||||||||
Я ничего не слышала о 5 ступенях. Надо бы почитать. |
Автор: | Юджиния [ 09 июн 2016, 14:48 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | |||||||||
Возможно, и не знал, а просто так совпало: пять ступеней – пять желаний (из «Сказки о золотой рыбке»). Ведь святые отцы в своих трудах не умствовали, не изобретали теоретических схем, а лишь описывали духовную реальность, которая открывались им в результате богопознания, и понимали, что эта реальность в свою очередь определяет физический уровень – отношения и поступки. Как человек тонкий и духовный поэт не мог не обладать интуицией, подсказывающей ему реальную подоплеку поступков людей – просто выражал это собственными средствами. Обидно осознавать, что жизненные и бытовые неурядицы, во многом предопределенные его собственными - житейскими и прочими - просчетами, в итоге пресекли творческий и жизненный путь поэта, не дав выйти на новые, предопределенные масштабом его дарования уровни, закончить начатые труды и особенно – реализовать духовные открытия на собственном примере. Прав тот, кто считал и считает, что Россия потеряла еще и другого Пушкина - каким ему суждено было стать. |
Автор: | Катрин [ 09 июн 2016, 21:38 ] | |||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | |||||||||||||||||||||||||||
Нет, о совпадении мысли даже не допускаю. Или знал о пяти ступенях, или, как вы хорошо пишете, "Как человек тонкий и духовный, поэт не мог не обладать интуицией, подсказывающей ему реальную подоплеку поступков людей – просто выражал это собственными средствами." Это относится и к другим нашим писателям.
Ой, мы и так не всё поняли из того, что он успел написать... Наверное, свыше решили, что нам достаточно... )
Русские философы, о которых я писала раньше, считали, что он реализовал духовные открытия на собственном примере. ... Известны слова исповедовавшего его перед концом священника - он сам бы себе хотел подобной христианской кончины. Да - и хорошо, что выстрел в Дантеса был не смертельный. Пуля, срекошетив от руки, попала в пуговицу (!). Так Пушкин остался свободным от убийства. Ещё и простил. |
Автор: | Юджиния [ 09 июн 2016, 22:39 ] | |||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | |||||||||||||||||||||||||||
Да, кончина была христианской, но священник все же хватил через край: душевные страдания усугублялись мучительной физической болью и мрачными мыслями о будущем семьи - такого и врагу не пожелаешь. ...Однако в жизни поэта раздирали противоречия: горячо откликавшийся на проявления дружбы, он, тем не менее, сумел за короткий срок нажить себе немало влиятельных врагов - большей частью посредством вызывающих высказываний и эпиграмм; ревность, ненависть, презрение - "бешенство" - были его эмоциональной нормой; держать "удар" по-христиански поэт не умел и не пытался: при малейшем намеке на уничижение его личности или таланта взрывался гневом и был готов выйти к барьеру (вспомните его три несостоявшиеся дуэльные истории в начале 1936 года). Вспоминается, как он резко отклонял публичные попытки Геккерена к примирению. Поэт скорее руководствовался общественными нравами тех лет, чем христианскими нормами поведения: например, считал приемлемым прилюдно спровоцировать противника, чтобы добиться вызова на дуэль.
Самым интересным и нехарактерным для творчества поэта стал бы, думается, роман "Русский Пелам", дошедший до нас в набросках. Огромное число действующих лиц - прообразы некоторых хорошо узнаются среди врагов и друзей поэта, - "закрученный" сюжет и заметная автобиографичность главного героя - молодого человека, совершившего немало ошибок, противоречивого, но не потерявшего чести и благородства; общественная атмосфера Петербурга того времени, способствующая возвышению отнюдь не высоконравственных людей.
Точнее - прошла сквозь руку и стукнулась о пуговицу. Но Пушкин хотел его убить, потому и настаивал на поединке, и написал Геккерену письмо, ответом на которое мог быть только вызов. Если быть объективным, то все его христианские проявления имели место уже после дуэли... |
Автор: | Катрин [ 10 июн 2016, 04:29 ] | ||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | ||||||||||||||||||
Ну, что же, на то он и священник, чтобы говорить с точки зрения вечности.
По-моему, в душе и творчестве христианские проявления были намного раньше. Вот несколько примеров. В 24 года он задумал образ Татьяны - образец христианской женщины. В 30 лет он писал митрополиту Филарету: Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. 1832 г. "Дубровский". Ещё до своих разбойничьих подвигов. сразу после похорон отца, спрятавшись в лесу, Дубровский случайно слышит разговор возвращающихся с кладбища людей: "Удались от зла и сотвори благо, — говорил поп попадье, — нечего нам здесь оставаться." Какой посыл даёт Пушкин! За полгода до смерти он перелагает в стихи великопостную молитву: Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой..." А самое последнее, конец 1836 г.- "Капитанская дочка" - воплощенное милосердие. |
Автор: | Катрин [ 10 июн 2016, 04:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... |
Мне нравятся слова Бориса Башилова, русского публициста и писателя, эмигранта, жившего в Аргентине. "Если бы судьба подарила ему еще 15-20 лет жизни, то вся последующая судьба России могла бы стать иной, ибо гений Пушкина безошибочно различал верный путь там, где остальные только беспомощно топтались или шли по неверному пути." |
Автор: | Галина [ 10 июн 2016, 05:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... |
А еще он и Гаврилиаду написал, ссылок давать не буду, кто захочет, сам найдет |
Автор: | Dmitry Stepanov [ 10 июн 2016, 06:26 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | |||||||||
Только это было в юности. Потом сам же поэт этого произведения стыдился, тому есть немало свидетельств. |
Автор: | Ольгааа [ 10 июн 2016, 10:28 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | |||||||||
Лучше не искать. Что бы потом не плакать""Глаза мои, развидьте это".((( Со мной именно так и было. |
Автор: | Молоко [ 10 июн 2016, 10:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... |
Да-да, я слышала он ещё и матерные стихи писал, но не читала))) Надо бы мне что-то почитать у него, а то давно уже ничего не читала у Пушкина. |
Автор: | Юджиния [ 10 июн 2016, 13:10 ] | ||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | ||||||||||||||||||
Проявления в душе, конечно, были, но не настолько, чтобы оформиться в устойчивое мировоззрение, которое бы его в итоге спасло. ...Стихотворение прекрасное - достойная "лебединая песня" для гения, - как и другие из последнего цикла, и мне не очень понятно, для чего пушкинисты до сих пор спорят, в каком порядке их следует располагать и читать... Митрополиту Филарету посвящено и более показательное стихотворение "Дар напрасный, дар случайный",написанное в 1928 - точнее, это крик души, обращенный к мудрому архиерею: судя по всему, 28-летний поэт совершенно разуверился в смысле жизни и своем предназначении. "Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал?" - вопрошает поэт. Очевидно, испытав громкую славу и признание, поэт ощутил себя совершенно неспособным противостоять другим проявлениям окружающего мира. Его неумение принимать какие бы то ни было унижения поставило его перед опасной жизненной чертой.
Что такое "еще 15-20 лет" для Пушкина? Упоминая его имя, говорят исключительно о гениальности, о даре предвидения, о предначертанном пути. Но это уместно лишь применительно к творчеству. В житейских обстоятельствах поэт не был ни прозорлив, ни гениален. Последующие годы означали бы для него те же невыносимые материальные проблемы (кстати, как обходились в то время с хроническими должниками из общества?..), увеличение расходов на воспитание детей, отсутствие постоянных заработков, ту же невозможность покинуть "свинский Петербург", нападки врагов и бессмысленное сочувствие друзей etc. Все это проза жизни, но она-то и убивает поэзию. |
Автор: | Катрин [ 10 июн 2016, 15:38 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А зачем хотеть это читать? И младенец какает, но мы любим его не за запах подгузников. Их сворачиваем и выбрасываем.
Покажите мне мужчину, ни разу в жизни не выражавшегося нецензурно. Пушкин же не святой, и не ангел. Даже святые не сразу приходили к святости. Его недостатки мешают идеализировать его и сотворять из него кумира, что опять-таки только всем нам на пользу.
Насколько я знаю, это стихотворение не было обращено к архиерею. Сам архиерей на него откликнулся чудным стихотворением. А потом уже Пушкин написал ответ, строки из которого я привела в предыдущем посте. Слова митрополита Филарета упали на плодородную почву, Пушкин воспринял их чуткой душой.
Да, с поэзией, возможно было бы сложновато. Но не к одной поэзии сводится появление Пушкина в России. Кажется, это слова Башилова, и с ними все согласятся, - Пушкин помог русским осознать свою национальную самостоятельность, значение русского народа, русского языка, русского характера, русского духа. (Кстати, у Башилова есть интереснейший труд по истории масонства в 9 томах, где есть статья Пушкин и масонство. Наш поэт и там здорово во всем разобрался) |
Автор: | Юджиния [ 10 июн 2016, 18:42 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Встречая Пушкинские дни... | |||||||||
Да, точно: просто эти два стиха в моём сознании неразрывно связаны, и митрополит для ответа взял за основу стихотворение Пушкина. ...Стесненные обстоятельства сгубили немало творческих судеб. Творчество отнюдь не выигрывает, если голова занята мыслями типа "чем завтра платить за дрова". А у Пушкина были ещё большие цензурные трудности с пропуском в печать "Современника", да и авторы всё же ждали хоть каких-то гонораров, обеспечить которых он не мог. До него постоянно доходили пересуды на тему отношений в его собственной семье, сплетни о Наталье Николаевне и Жорже, а также - особенно унизительная для него версия женитьбы Жоржа на Екатерине. И везде и всегда всё упиралось в отсутствие денег: закупки для дома и стола, долг книгопродавцу, долг извозчику, невозможность увезти семью из Петербурга, чтобы спастись от сплетен и постоянного нарастания тех же долгов. И все это ложилось лишь на его плечи и мучило именно его голову. Я думаю, если бы поэт - кстати, по советам множества знакомых - всё же не связал бы себя семейными узами, а также не счел бы нужным стремиться в великосветское общество - занимался бы творчеством и историческим изысканиями, общаясь при этом с такими людьми, как митрополит Филарет, то он бы благополучно вышел из своего кризиса, сберег немало умственных и душевных сил и создал в разы больше. |
Страница 5 из 8 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |