04 фев 2013, 15:25
Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
У нас есть тема о синдроме пастырского выгорания, но чтобы батюшек лишний раз не тревожить, поговорим о нашем с вами, если кто с этим сталкивался в жизни.
Обычно психологи говорят о нем применительно к людям, занимающимся социальной работой. Поэтому свои вопросы мы задали психологу и сотруднику Патриаршего центра духовного развития молодежи Светлане Перегудовой, которая работает с добровольцами, работающими в социальных учреждениях (детских домах, больницах), помогая им справляться с синдромом выгорания.
— Чем отличается выгорание от лени? Когда опускаются руки и нет желания работать...
Усталость преодолевается отдыхом, лень – волевым усилием, в отличие от них психологическое "выгорание", не может продолжительный период быть преодолено с помощью отдыха или волевого усилия, так как является защитным механизмом, который включается у человека помимо его воли, на фоне эмоционального истощения. В современной медицинской и психологической науке синдром профессионального «выгорания» определяется как «Расстройства адаптации» в международной классификации болезней (МКБ-10) и имеет конкретные симптомы.
Во-первых, это снижение настроения, тревога и беспокойство, нередко − их сочетание. Психологически и физиологически обусловленные депрессивные состояния, которые в отличие от усталости способны изменяться после сна, прогулки, смены видов деятельности или другой формы отдыха, только незначительно. В отличие от лени – человек волевым усилием не может изменить своего состояния и совершить порой даже самые простые действия, которые раньше с легкостью выполнял.
Во-вторых, это чувство неспособности справляться с трудными ситуациями, возникающими в жизни, или уверенно оставаться в текущей ситуации, это ощущение снижения успешности и продуктивности деятельности.
— Часто этим синдромом страдают социальные работники, которые много общаются с людьми. Каким образом можно описать этот феномен?
Психологически описать "выгорание" у специалистов помогающих профессий можно с двух сторон.
Во-первых, есть личностные предпосылки: неясные представления о себе, нечеткие, проницаемые личностные границы (не умение отделять переживания и содержания другого человека, от своих собственных, отказывать, задавать рамки взаимодействия), использование стереотипного стиля деятельности (отсутствие творческого, вариативного реагирования в общении и взаимодействии с людьми, обращающимися за помощью и в рабочем коллективе).
Низкая самооценка, когда человек придерживается ограничивающих представлений о себе, других людях и качестве жизни, зачастую ориентация на завышенные требования к себе и своей деятельности (т.н. перфекционизм – условное, ограничивающее убеждение о себе – я хорош, пока я не делаю ошибок). Специалисты, имеющие данный рабочий стиль, чувствуют себя хорошо лишь до тех пор, пока они выполняют свою работу без ошибок, что на протяжении длительного отрезка времени невозможно.
Эти качества делают человека наиболее подверженным влиянию внешних стрессовых ситуаций. Кроме этого, играет роль собственный травматический опыт специалиста помогающей профессии, не имея возможности быть благополучно переработанным из-за дефицита времени для осмысления, душевных сил для прохождения всех стадий (шок, отрицание, гнев, вина, депрессия, принятие), без достаточной эмоциональной поддержки со стороны окружающих, зачатую он тоже способствует психологическому "выгоранию".
С другой говорят о влиянии самой профессиональной деятельности: если специалистам приходится выслушивать людей, которые рассказывают о психологически травмирующих ситуациях, таких, как суицид, горе, траур (с этим часто сталкивается и социальный работник, и священник). Или когда в силу профессиональной деятельности человеку приходится сталкиваться с людьми, находящимися в неадекватном состоянии (алкогольное, наркотическое опьянение или психическое расстройство), иметь дело с угрозой, агрессией или гневом, или, напротив, людьми, проявляющими пассивность и склонных перекладывать ответственность на специалиста. В этом случае человек, работающий в помогающей сфере, впускает в себя негативные эмоции, которые могут находить болезненный отклик с собственным травматическим опытом специалиста, его болезненными переживаниями (страдание, гнев, вина, стыд, страх, уязвимость, беспомощность), отчего специалист выходит из контакта с человеком, обратившимся к нему за помощью, и погружается в свой личный внутренний процесс переживания. В таком состоянии он не имеет возможности оказывать кому-то помощь, т.е. выполнять свои профессиональные обязанности качественно.
Важное влияние на появление профессионального "выгорания" оказывают взаимоотношения, которые определяются ролевым взаимодействием: жертва, преследователь, спасатель. Преследователь – нападает, выставляет границы и контролирует жестко, принижая своего партнера. Спасатель – заботится, но так, что парализуется или серьезно ограничивается самостоятельность другой участника общения. Жертва – манипулирует обоими через беспомощность, вызывая жалость у "спасателя" и/или раздражение у преследователя. В процессе взаимодействия все участники меняются ролями и обмениваются неприятными чувствами, такими, как беспомощность, гнев, вина, стыд и др., которые не способствуют разрешению ситуации и дают лишь временное облегчение после их выплескивания (разрядки).
— Чаще всего выгорание – это следствие неправильной организации труда? Да, выгорание — может быть следствием неправильной организации труда. Уже на этапе подбора специалистов (если игнорируются вышеуказанные личностные качества, жизненный опыт), и на этапе вхождения специалиста в профессиональную среду: отсутствие профессиональной и личностной поддержки (наставничество, обучение, мотивация, психологическая помощь, дружеское участие, обратная связь) на всех этапах профессиональной деятельности.
В рамках существующих условий профессиональной деятельности в нашем обществе для ряда специалистов, например педагогов, священников, зачастую врачей, соц. Работников, по негласному согласию участников профессионального процесса выгорание становится неизбежным злом, чему виной бывает часто безразличное, потребительское отношение к самим себе, своим коллегам и подчиненным.
— А как лечить выгорание? Есть против выгорания лекарство? Лекарствами от выгорания может стать создание поддерживающей профессиональной среды, обеспечение возможности получения профессиональной психологической помощи, условий для профессионального развития, смены деятельности работника. Забота о сотрудниках с помощью компенсаций, соц.пакета, неформальных встреч (праздники, пикники, спортивные соревнования) и профессиональных мероприятий (семинары, круглые столы, деловые игры), улучшающих психологический климат в коллективе, развивающих дружественные отношения.
Чтобы люди не выгорали, важна разработка комплекса действий, с учетом профессиональных особенностей:
В общем виде для специалистов помогающих профессий эти меры могут осуществляться профессиональными психологами и выглядеть следующим образом:
Нужно отбирать специалистов с учетом личностных качеств, обеспечивающих устойчивость к психологическому "выгоранию".
Выявлять среди специалистов помогающих профессий группу риска по профессиональному "выгоранию" и вести профилактическую работу: просвещать их о причинах, признаках и преодолении профессионального "выгорания", развивать самосознание, навыки общения, совладания со стрессом.
К группе риска относятся сотрудники, с признаками снижения эффективности деятельности, эмоциональной неустойчивости и подверженные возрастным кризисам. Признаки эмоциональной неустойчивости: раздражение, подавленность, страхи: "а если не справлюсь?" — могут быть проявлением синдрома профессионального выгорания. Они могут быть вызваны сомнениями в правильности выбранной профессии. В этом случае специалисту требуется дополнительное обучение, инструктаж или наставник, который смог бы не только обучать коллегу навыкам работы, но и поддерживать его морально.
В трудоспособный период жизни люди могут быть подвержены кризису профессионального самоопределения, кризису смысла жизни и кризису среднего возраста.
Кризис смысла жизни может вызвать неожиданный спад профессиональной активности. Его болезненно переживают и те, кто не до конца реализовал задуманное или испытал разочарование. Если синдром профессионального выгорания, развивающийся на фоне "кризиса смысла жизни", он характеризуется снижением профессиональной активности и отчуждением от коллег. В этих случаях человек может проявлять отталкивающие действия: пренебрегать требованиями трудовой дисциплины, уходить от своих прямых обязанностей, как можно меньше находиться на работе, возможно развитие химических зависимостей. Переосмысление смысла своей профессиональной деятельности может помочь справиться с сомнениями.
Если профессиональное выгорание связано с разочарованием в профессии, специалист психолог может помочь переориентироваться на другой вид деятельности в той же профессиональной области или сориентировать в выборе другой работы.
Кроме того, кризис среднего возраста может развиться из-за опасения стать профессионально невостребованным человеком. Его особенно тяжело переживают мужчины, занимающие управленческие позиции. Ощущение достижения своего "профессионального потолка", реализации того, к чему стремились, ситуация стабильности в профессиональной деятельности может вызывать у человека скуку, неосознанное желание новых препятствий, которые позволят себя проявить. Если же сил для преодоления препятствий уже недостаточно, возможно преобразование специалиста из яркого лидера в молчаливого, замкнутого консерватора. Обо всех этих моментах работодатель обязан думать, чтобы предупреждать развитие синдрома.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
04 фев 2013, 15:27
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
Наташа, помнишь, у Кучерской в Патерике (для впавших в уныние) есть рассказ о батюшке, который "умер" ? Мне кажется, там как раз приведены клинические симптомы выгорания.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
04 фев 2013, 15:58
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
Да, помню. Этот синдром - широко распространенное явление нашего времени, и не только в профессиональной среде.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
04 фев 2013, 16:16
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
Проблема в том, что "выгоревшие" по разным причинам не могут самостоятельно выбраться из положения. Потому впадают в депрессию, в алкоголизм, а иные просто уходят из жизни добровольно. А если бы они были осведомлены о причинах, то могли бы выбраться, и жить новой жизнью.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
04 фев 2013, 18:58
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
В нашей дыре никто тебе не поможет. Нет у нас специалистов таких, а ехать куда нибудь- накладно, да и куда? В область? Это очень далеко и дорого. Да и к кому? Искать психолога? Где? По частным клиникам? Там запись за три месяца и цены... Можно проездить весть семейный бюджет, и ничего не поиметь. Короче- это только для столиц актуально. а у нас тут- спасение утопающих дело рук самих утопающих.
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
04 фев 2013, 19:01
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
Да то-то и оно. Хорошо если кто-то перестанет себя хоронить заживо и решится искать причину и выход.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
04 фев 2013, 19:26
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
Да, только, знаешь, как часто бывает, особенно в таких дырах, как наша? Хоть ищи причину, хоть не ищи- куда деваться то? Вот, как выше написано, и действительно- кто запивает, кто чего хуже... Правильно было сказано, что часто люди сами собой пользуются безжалостно, а когда понимают, что "поезд вдруг ушёл" ,бывает уже просто поздно. Хотя я вот себе задавала вопрос- а можно было как то иначе всё сделать, если б заново всё? И , размыслив, понимаю, что , наверно, нет. И, знаешь, Наташ, тогда, когда происходит это "наизнос", не всегда это только боль и усталость, это, часто, ещё и наслаждение, ты понимаешь, что ты только сейчас и живёшь, может быть... Наверно, это , знаешь, как в машине, когда движок "догоняют"- да, это что то! но, как правило, долго такое "сердце" не бьётся...
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
04 фев 2013, 19:37
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
В моем понимании синдром выгорания ассоциируется с выключением света. Понимаешь, что не навсегда, но когда свет включится, сколько ждать, и главное, что делать во тьме - непонятно. Люди по-разному переживают темноту. Вот Людмила Улицкая очень точно описала:
Короткое замыкание
Владимир Петрович хлопнул дверью лифта, и тут же погас свет. Настала кромешная тьма, и на него напал ужас. Он постоял, пытаясь скинуть с себя адское чувство, но оно не отпускало, и он наощупь двинулся в сторону двери парадного. Туда, где она должна была быть. Припав двумя руками к стене, он пластался по ней, пока не нащупал ногой ступеньку. Остановился, задыхаясь. Сердце дрожало и трепетало, но про нитроглицерин Владимир Петрович и не вспомнил. Сполз по стене на пять ступеней, и трясущимися руками нащупал дверную ручку. Тронул, пхнул дверь - она не открывалась. Снова поднялся ужас - необъятный, ночной, разуму не подвластный. Он бился телом о дверь, пока не почувствовал, что дверь его толкает: ее открывали снаружи. Возник прямоугольник света - плохоньких декабрьских сумерек. Женщина прошмыгнула мимо него, ворча что-то об электричестве… Дверь хлопнула за его спиной, а он стоял, опершись о дверь, но уже снаружи, на свободе, на свету… Это были самые темные дни года, и он пребывал во всегдашней декабрьской депрессии, но решился встать и выйти из дома ради старого учителя, давно ослепшего Ивана Мстиславовича Коварского. Тот просил его переписать одну заветную пластиночку на кассету, и эта кассета лежала уже больше месяца, и Владимиру Петровичу было совестно, что он никак не может доехать до старика. «Стресс, такой стресс…» - пожаловался Владимир Петрович неизвестно кому и чувствовал, что надо немедленно выпить рюмочку коньяку, чтобы восстановить сбившиеся ритмы своей больной жизни… Денег ему Коварский подбросил, как всегда подбрасывал. Коварский был хоть и слеп, но не беден: сын жил в Америке, звать его к себе не звал, но пособие отцу выплачивал. После черноты подъезда смутный уличный свет поначалу едва не ослепил, но когда глаза привыкли, то все постепенно обратилось в муть непроглядную, под ногами чавкал кисель из воды и снега, и Владимир Петрович с тоской думал о длинной дороге до дому, которую предстояло ему совершить… Женщина, выпустившая Владимира Петровича из тьмы египетской во тьму обыкновенную,- сумеречную и московскую - была молдаванка Анжела, пятый год проживающая в столице с незначительным мужем, обеспечившим ей московскую прописку, и с полуторагодовалым сынком Константином, болеющим всеми детскими болезнями поочередно. Темнота в подъезде ее нисколько не смутила, она быстро нашла свою дверь, нашарила звонок, но он, естественное дело, не работал. Ключ она в сумке нащупала, но замочную скважину впотьмах искать не стала, двинула кулаком по двери. Муж, оставленный посидеть с сынком, пробудился от хмельного сна и открыл дверь. Сынок спал. Он был смирный ребенок, и, когда поднималась температура, не плакал, не капризничал, а спал горячим сном почти без просыпу. Муж, пробурчав со сна невнятные слова, снова завалился. Анжела подумала, подумала, и ушла потихоньку. Был у нее друг-электрик в ЖЭКе, Рудик-армянин, тоже пришлый, из Карабаха. Хороший человек. Обитал в подсобном помещении в подвале. Она спустилась на пол-этажа вниз и постучала. Он тоже спал. Открыл ей. Обрадовался. И обнял ее ласково. Хороший парень, молодой. Но по временной прописке живет… Когда погас свет, Шура стояла посреди кухни и думала, картошки пожарить или каши сварить. Теперь от темноты мысли ее запнулись. Она подождала немного, потом нашарила на стене выключатель, щелкнула туда-сюда. Света не было. Оба холодильника, ее и соседский, круглосуточно урчащие своими электрическими потрохами, замолчали. Даже радио, постоянно воркующее за стеной, заткнулось. «Видно, тоже было от электричества»,- догадалась Шура. Шура пошлепала рукой по столу, нашла спички. От второй спички зажгла конфорку. Плита была старая, газ шел неровно, газовый синий цветок мерцал. Шура пошарила под своим столом, нащупала сетку картошки. «В темноте не почистить, в мундирах что ли сварить»,- размышляла она. Пощелкала еще раз выключателем. Вышла наощупь в коридор, открыла дверь - на лестнице было как будто посветлее. «Вот бы Милованова в лифте застряла»,- помечтала Шура. Милованова была соседка по квартире вот уже двадцать лет… Кость в горле. Шура вернулась в кухню. Интересная мысль пришла в голову. Холодильники стояли рядом. Марки «Саратов», в один год купленные. Одинаковые. Открыла соседский холодильник, оттуда запахло едой. Милованова много готовила: на себя, на мужа, и еще дочери Нинке кастрюльки возила. Шура всегда ей указывала, что по-хорошему ей бы надо за газ за троих платить. Холодильник весь забит кастрюльками и запасами: видно, сыну Димке в тюрьму консервы копит. Шура нащупала небольшую кастрюльку, вынула. Попробовала пальцем, вроде каша. Облизала палец - вкусно. Бефстроганов, вот что это было. Шура уменьшила огонь, на маленький поставила кастрюлечку и, не дожидаясь, пока все согреется, начала ложкой по кусочку вытаскивать. Вкусно готовила Милованова. Шура так не умела. А если б умела, не работала бы всю жизнь уборщицей в цеху, работала бы на кухне. Шура помешала ложкой: теплое все же вкуснее. Торопиться было некуда. Пока электричество не дадут, Милованова домой не подымется, она темноты боится. А я ей скажу - в темноте холодильники перепутала. У меня кастрюлечка в точности такая. Прости, скажу, по ошибке не свое съела… И она ложкой зачерпывала, где было потеплее. Соус был сметанный, жирный, а мясо - говядина. И чего она еща-туда кладет, что так вкусно получается? Черт ее знает… Шура съела весь бефстроганов, и еще ложкой донышко выскребла. Все же немного пригорело, по-хорошему такое греть на рассекателе надо. Шура поставила кастрюльку в мойку,- потом вымою. И пошла прилечь. Темно, все равно делать нечего. Но спать не спалось. Опять дума одолела: Милованова давно просила, чтоб завещание Шура на нее написала. Но у Шуры была своя племянница Ленка, она ей обещала комнату отписать. Но не торопилась. Сомневалась. А Милованова говорила: отпишешь на меня, кормить тебя до смерти буду. Ходишь, за тобой буду. Но ведь и Ленка обещала ходить. А бефстроганов был больно хорош. И уже в дреме Шура так прикинула: все же надо Миловановой отписать. Ленка-племянница ничего сварить толком не может, сама одни пельмени жрет… Мягишев Борис Иванович сидел в своей комнате, света не зажигая, и смотрел в телевизор. Сначала подумал, что телевизор сломался. Встал, чтоб свет включить - света не было. Стало быть, цел телевизор, обрадовался Борис Иванович. Он жил в доме с самого заселения, тридцать пять лет. Дом был фабричный, и Борис Иванович был фабричный, всю жизнь проработал на огромной парфюмерной фабрике, с шестнадцати лет и до пенсии. И после получения пенсии тоже работал. Он был конвейерный мастер. Когда пришел на фабрику, вся фасовка была ручная, даже простейшего ленточного не было, а теперь производство усовершенствовалось, ничего больше ручного не осталось, и конвейеры он налаживал от первого до последнего, и лучше него никто не знал, как отлаживать старомодные механизмы и как управляться с новыми, даже заграничными. Конвейеры Борис Иванович мало сказать любил или уважал, они представлялись ему образцом и примером умной жизни, равномерной и поступательной. У самого Бориса Ивановича жизнь была с детства покалеченная: отца забрали перед войной, он его и не помнил, мать умерла, когда ему было восемь лет, он жил в детском доме, потом попал в ремесленное училище, и только когда приняли его на фабрику, начала жизнь выправляться. Через конвейеры. Он и в техникум вечерний пошел, чтобы разобраться до тонкости в техническом устройстве жизни. И давно уже полагая, что про устройство жизни хорошо знал: главное, чтоб грузонесущий элемент не останавливался, подавал равномерно. Он так и жил, как конвейер: вставал, завтракал, шел на фабрику - недалеко, пятнадцать минут, и если ветерок южный, то было без запаха, а если спокойный воздух, то шел он на запах грубого мыла и парфюмерной отдушки, которой пропитан был весь здешний район. Возвращался после смены, ел и ложился спать. Он давно уже в ночную смену не выходил, и жизнь поступала к нему равномерно, как хорошо отлаженный конвейерный механизм подает груз с нужными интервалами. Отключение электричества было поломкой жизненного механизма, требующей немедленного исправления, и он вышел на лестничную клетку проверить, не замкнуло ли в коробе. Но темнота была по всему подъезду, так что не в местном коробе было дело. Он стал впотьмах звонить в домоуправление, но там не отвечали. Тогда Борис Иванович не поленился одеться и пошел самолично. Спустился первым делом в подвал, где проживал электрик Рудик. Громко постучал. Не раз и не два. Но там не открывали. Тогда Борис Иванович пошел в домоуправление… В пять часов ровно Галина Андреевна проводила мужа Виктора, дочку Анечку и собаку ньюфаундленда Лотту на большую прогулку. Приходили они с прогулки в половине восьмого, так что с пяти до семи было время закончить отчет. С семи до половины восьмого - подготовиться к их приходу с прогулки. Накануне она прилетела из Новосибирска, где делала аудиторскую проверку одной местной компании. Платили ей большие деньги, и ради них она в трудные времена бросила Стекловку, форпост русской математики, незаконченную докторскую и, пройдя двухмесячные курсы и прочитав три книжки, выучилась на аудитора и стала обеспечивать семью. Теперь уже почти забылось, что была у нее хорошая кандидатская диссертация, для женщины так просто блестящая. Виктор же преподавал по-прежнему математику в институте, вел аспирантов, консультировал, науку не бросал, но старался так устраиваться, чтобы больше времени проводить в доме. Она сидела перед экраном компьютера, просматривала колонки цифр и букв и пыталась понять, как этот тщедушный кисляк Трунов уводит деньги. Галина Андреевна считала, что знает все способы этой игры, но тут был какой-то новый фокус, наверняка несложный, но пока ею не разгаданный. Отчет она уже почти закончила, но тайная дорожка все не открывалась. Она всегда торопилась, чтобы вписаться в жесткий график жизни. К семи работу надо было закончить, приготовить ужин, Анечке натереть морковь, отжать сок, кефир согреть, в восемь ужин закончить, сделать массаж, вымыть ребенка, уложить спать, потом погладить белье, приготовить с вечера завтрак и в половине одиннадцатого лечь в постель, потому что вставали они в шесть, чтобы собрать Анечку, покормить, отвезти к маме и успеть ко времени на службу. Да, напомнить Виктору, чтоб приклеил кафельную плитку,- отвалилась в ванной под умывальником… Забирает завтра Анечку от мамы Виктор, значит, возвращаться ей без машины, общественным транспортом. Надо купить, наконец, вторую машину, на этих пересадках столько времени теряется… Не отвлекаться. Однако - торопись не торопись - загадка маленькой кривизны в бумагах никак не открывалась. Конечно, можно подать отчет и в таком виде. Все равно никто, кроме нее, и не заметит, да самой было интересно. Галина Андреевна посмотрела на компьютер - половина седьмого. Сняла очки. Закрыла глаза. Прижала слегка пальцами веки и так подержала. А когда открыла глаза - сплошная тьма. Погас экран - батарейка еще вчера в самолете разрядилась. Настала тишина, отличная от обычной, насыщенной маленькими звуками электроприборов. Глухая тишина. Вырубили электричество. Вот тебе на… Где- то были свечи. Нет, все увезли на дачу. Ни гладить, ни стирать, ни готовить… Галина Андреевна остановилась с разбегу: не было в жизни у нее такой минуты, чтобы ничего нельзя было делать. Только вот так сидеть в вынужденной праздности, в серой темноте, в одиночестве… И навалилось. Двадцать два года прошло, как случилось несчастье: у двух красивых, рослых, спортивных, удачливых случилось такое, чего никак не должно было с ними произойти. Ждали мальчика, такого же, какими сами были, и даже лучше - пусть бы талантливей их, во всех отношениях их превосходящий, и они готовились гордиться, быть образцовыми родителями, чтоб все завидовали, как всегда и было… А родилась девочка. Как сухая веточка. Скрюченная в утробе матери. «Нежизнеспособная»,- сказали врачи. «Выходим»,- сказали родители. И через месяц забрали ребеночка из роддома, где он все жил, не умирал. Начали выхаживать в комок зажатое существо, сведенное врожденной судорогой. Сутками капали из пипетки сцеженное молоко в сжатый ротик, в резиновую трубку, которую просунули между голубых губ. Сосать не могла, но глотательный рефлекс был. Родители приняли удар судьбы и сплотились намертво. Не расцепить. Мертвой хваткой держали девочку на этом свете. Она умирала, а они вытягивали. Подошли к новой своей задаче по-научному: прочитали все книги, сначала медицинские учебники, потом перешли к специальной литературе. Высокий интеллект не подводил: стали врачами при одном пациенте. И диагноз поставили сами, не противоречащий заключениям профессоров, которым стали показывать ребенка уже на втором году жизни: тяжелое поражение пирамидной системы по всем ее разделам - от передней центральной извилины коры головного мозга до переднего рога спинного мозга. Прогноз - никакой. Врачи молчат. Родители, казалось бы, все понимают, но глаза ясные, у Виктора серые, у Галины - ярко-синие, и у обоих - яростные: мы своего ребенка поставим на ноги. Врачи глаза опускают. Десять лет. Анечка жива, растет, на ноги не становится, ручки как закованные. Не говорит. Издает скрежещущие звуки. Смотрит на мир косыми бесцветными глазами. Массажи, грязи, уколы. Таблетки проглотить не может. Все своими руками - ни одного чужого прикосновения. Только Галина мама, Антонина Васильевна помогает: к ней Анечку привозят и оставляют когда на три часа, когда и на шесть. Еще десять лет. Смотрит картинки. Смотрит телевизор. Плачет. Глаза страдают. Судороги бьют. Веточка наша сухонькая. Родители уже забыли, за что боролись. Не на ноги поставить - удержать эту хлипенькую жизнь. Зачем? Нет ответа… Во имя принципа победителей. Первую коляску сами спроектировали, заказали на военном заводе. Анечка научилась локтями давить на два больших датчика. Радуется. Едет по коридору от стены до стены. Потом отец поднимает коляску - развернуться негде - разворачивает бочком, и в обратном направлении… В квартире тихо и темно: не черно, серо. Окна отливают асфальтом. Да, да, асфальт… Какой отчет? Зачем? Зачем ужин? Зачем морковный сок? Судорога движений, деятельности… Пляска Святого Витта, а не жизнь. Выключили электричество, погас свет, и Галина Андреевна остановилась, и сделалось ясно: жизнь - тьма. Великий мрак. Бежать! Куда бежать? Подошла к окну - в черном стекле лицо. Собственное лицо. Двоится. Оптический эффект понятный: рама двойная. Этаж четвертый. Нет, низко. Мрак гонит, подступает. Прочь. Прочь… Темень в доме живая, с тенями, сгустками и клубами шевелится. А мрак - беспросветный. Тронула рукой кресло за спиной. Села. С улицы блик упал на экран. Скользнул, пропал. Мрак тяжелей смерти. Входит с воздухом в грудь. Встала, скользнула рукой по стене, нащупала выключатель. Зажгись! Сухо и мертво щелкнул. Мрак. Куда от него уйти… Пошла по коридору. Открыла стенной шкаф. Там темно, но мрака нет. Просто темно. И там палка, на ней вешалки. Поднялась выше ящика обувного, втиснулась внутрь, раздвинув одежду головой. Закрыть дверь, отгородиться от черной жути снаружи. Притянула изнутри дверь - почти закрылась. Вытянула брючный ремень. Сложила. Пропустила голову в кожаное кольцо. Накинула на палку слаженную петлю. Скорее, скорей. И встала на колени. В домоуправлении тоже долго не открывали. Но в окошке горел свет, и Борис Иванович стучал, пока изнутри не зашевелились. Медленно открылась дверь, высунулась встрепанная башка. – Кирилл! Стыд-то есть у тебя? Стучу, стучу! Во втором подъезде света нет! Во всем подъезде вырубился! Аварийку вызывай! – Борис Иваныч! А чего ты ко мне? Сам бы и вызвал!- удивился Кирилл, как будто его попросили в балете станцевать. – Ты ж дежурный! Мне что же, впотьмах звонить? У меня и телефона аварийки нет. – К Рудику бы пошел, он, должно, на месте,- посоветовал Кирилл. И тут спокойный Борис Иванович вспылил: – Вы тут сидите бездельники, ничего не делаете, только водку жрете! Иди, сам Рудика ищи, либо аварийку вызывай! Весь подъезд без свету сидит, а ты яйца чешешь! – Да ладно тебе, Борис Иваныч, чего сразу орать, вызовем, само собой,- и кудлатая голова исчезла, а Борис Иванович остался стоять у закрытой двери, размышляя, не позвонить ли самому: кудлатый этот дурак доверия не вызывал. Иван Мстиславович запер дверь и вернулся в большую из двух комнат. Во всем подъезде он был единственный, кто занимал двухкомнатную квартиру единолично. На пятом этаже. Восемнадцать лет, как уехал сын, пятнадцать, как умерла жена, десять, как ослеп окончательно. И привык жить вот так, без света, с одной только музыкой. И теперь спешил поскорее включить магнитофон, чтобы послушать ту музыку, которую слышал в пятьдесят девятом живьем, а потом много раз на пластинке, пока пластинка так не истерлась, что уже слушать было невозможно, и хотя он помнил все фразы, все интонации, все повороты мысли, запечатленные приземистой непричесанной старухой в изношенном до прозрачности платье, с просвечивающим через ветошь синим трико, в резиновых кедах с распущенными шнурками - он нарочно сдерживал шаги, замедлял себя и удлиняя предвкушение встречи. Налил воды из графина, касаясь горлышком мутного стакана,- Анна Николаевна, приходящая домработница, сама была стара, с трудом справлялась с хозяйством, плохо видела и плохо убиралась, так что стакан был грязным, но никто этого не замечал. Иван Мстиславович отпил глоток, поставил стакан точно на свое место: он был очень точен в движениях, следил за собой, чтобы не расстраиваться от поисков разбегающихся предметов. Сел в кресло. Слева стоят маленький столик с магнитофоном. Новая, Владимиром Петровичем принесенная кассета лежала рядом. Владимир Петрович отказался от совместного прослушивания, он всегда торопился домой, потому что не любил темноты. Бедный, совсем еще молодой, только-только пятьдесят, и такая разрушенная нервная система. Впрочем, о чем тут говорить: меломан - существо тончайшее… Иван Мстиславович вставил кассету. Помедлив, нажал «пуск». Магнитофон от сети не включился, Иван Мстиславович переключил на батарейки… Это была Двадцать девятая соната Бетховена, его непревзойденный шедевр, в исполнении другого великого мастера, тоже непревзойденного, Марии Вениаминовны Юдиной… Разговор бессловесных душ с Господом. Аллегро. Вдох. Господи… Hammerklavir… Сто лет спорили, глупцы… Просто Бетховен сказал по-немецки то, что в ту пору все говорили по-итальянски. Музыка для фортепиано. Да, конечно, полная победа немецкого гения над итальянской прелестью, легкостью, божественным чириканьем. И сам Бетховен так не исполнил бы. Да и инструменты были несовершенные, звучали глухо и тихо. Музыка к обеду. К телятине и к рыбе… Большая лохматая голова на короткой шее. Да она и была на Бетховена похожа. Могучая, святая, юродивая… Как играет… Как никто. Двадцать девятую мало кто исполняет, кому по плечу? Вот-вот… Иван Мстиславович всегда плакал в одних и тех же местах. Вот тут. И тут. Удержаться невозможно. Глаза ни на что не годны, только вот на слезы, подумал он и смазал рукой по щеке… Вот Владимир Петрович утешил. Надо будет попозже позвонить, поблагодарить. Ученик-то был так себе, литературу не понимал, но в консерватории встречались исключительно на хороших концертах. Видимо, родители его водили. И подружились позже, когда Володя школу закончил. В консерватории встречались… Верный оказался. И музыке, и старому учителю… Но скерцо, скерцо! Какая внятность, какая ясность мысли, чувства. Бедный Людвиг! Или слышит на небесах, как Мария Вениаминовна переводит его с небесного на земной? И свет небесный пробивается. Не утренний, не вечерний. Ну конечно, про то и сказано - «свет невечерний»… Все набирает силу, расширяется, крепнет в центре, и звенит, отзывается на окраинах. Нет, Рихтеру так не давалось… И мощь, и ласка… Опять отер слезу. Вот. Третья часть. Адажио… apassionato e con molto sentimento. Но это просто нельзя перенести. Какие человеческие трагедии? Все растворяется, осветляется, очищается. Один свет. Только свет. Игра света. Игра ангелов. Господи, благодарю тебя, что ослеп. Ведь мог и оглохнуть… И я не Бетховен, и музыка беззвучная не слышалась бы мне, как ему… Великая старуха. Великая… Иван Мстиславович знал ее издалека. С теткой Валентиной в гимназии училась она в одном классе. Невыносимая была. Девицы над ней смеялись, когда маленькие были. А подросли, почуяли великий талант. На гимназических вечерах играла да забывала остановиться. Чуть со стула не стаскивали. Юродивая всегда была, с самого детства. Святая… Вот оно, фуга… Неземная музыка… Нет, это исполнение пятьдесят второго года. Откуда взял, что пятьдесят девятого? У Рихтера разваливалась эта фуга. Да никто ее сыграть не мог. А когда Юдину хоронили, Рихтер играл на похоронах в вестибюле консерватории. Но не Двадцать девятую. Это невозможно, никому, кроме нее, невозможно… Иван Мстиславович слез уже не утирал, они вольно бежали по заросшим щетиной щекам. Он был неопрятный, неухоженный старик, в заляпанной едой домашней кофте, с запавшим ртом - вставная челюсть его давно сломалась, и починить ее можно было в какой-то далекой мастерской, куда и не доедешь, а новые зубы делать - хлопотно, да и с кем в поликлинику ходить? Анна Николаевна сама еле ходит… Какое счастье! Какой ослепительный свет! Соната длилась ровно тридцать восемь минут. Когда она кончилась, зажегся свет. Но этого Иван Мстиславович не заметил. Анжела как раз ушла от Рудика. Рудик ткнул отверткой в щиток, и свет загорелся во всем подъезде. Возле подъезда стояла огромная счастливая Лотта, она набегалась, извалялась в снегу и теперь сторожила коляску. Хозяин понес Анечку наверх, но что-то долго не возвращался за коляской. Но ньюфаундленды верные собаки, и она смирно стояла возле коляски, и хлопья падали на ее густую шерсть, и от снега как будто посветлело, и в доме опять горел свет.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
04 фев 2013, 19:59
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
М-дя...Пошла, прослушала 29 сонату....
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
27 фев 2013, 02:55
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
Нашел тему, а то потерялась. Как мрачен мир, выписанный Улицкой! Мне кажется, состояния ее персонажей ближе к депрессии. Давно не читал светскую русскую прозу, какое-то оно безысходное.
27 фев 2013, 02:57
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
У нее разное есть. Люблю ее читать.
_________________ Бывают дни: душа моя пуста, народ ушел. И в тихом Божьем храме клубится ангел, возводя кругами благоуханье, чтобы в фимиаме взошла сияющая нищета...(Рильке)
27 фев 2013, 09:18
Re: Сушите весла, или Что такое синдром выгорания?
Neta писал(а):
У нее разное есть. Люблю ее читать.
Мне кажется, Улицкая да, пожалуй, Рубина - это то, что можно читать из современной прозы. Что касается эмоционального выгорания, то, как я думаю, ему подвержены люди со слабой нервной системой, что ли.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения