Православный форум ХРИСТИАНОС
http://www.priest.ru/forum/

О молитвенном правиле
http://www.priest.ru/forum/viewtopic.php?f=32&t=3128
Страница 1 из 1

Автор:  Мила [ 18 мар 2021, 14:43 ]
Заголовок сообщения:  О молитвенном правиле

Владыка Антоний Сурожский много лет, год за годом проводил беседы с прихожанами. Благодаря последним его беседы записаны и изданы. Мне показалось интересным разговор о молитвах святых, которые составляют наше частное молитвенное правило и богослужение. Захотелось с вами поделиться.

"После прошлой беседы я получил записку от православной семьи, которая сейчас находится под влиянием инославных. Они пишут, что молиться молитвами святых, молиться чужими словами не представляет никакого смысла, что с Богом надо говорить только от себя и своими словами.

Я хочу несколько остановиться на этом вопросе, потому что, как вы знаете, все наши богослужения состоят из молитв, которые были собраны в течение веков, составили одно целое, гармоническое, осмысленное и глубокое целое. И с другой стороны, молимся ли мы утром, вечером или в течение дня, мы употребляем слова молитв святых. Имеет ли это смысл? Конечно, имеет, но тут надо подойти к вопросу с рассуждением.

.... когда мы находимся в храме на богослужении, мы знаем, что являемся частью чего-то бесконечно большего, нежели мы сами, что даже молитвы, которые были составлены святыми, превосходят наш опыт.
Как же нам относиться к этому?
Неужели мы должны изо всех сил стараться воображением как бы, фантазией стать едиными с этими словами? Нет, этого сделать нельзя, так же как нельзя, когда человека не любишь, ему сказать о своей любви.
Но мы можем относиться и к молитвам святых, которые читаем в частном порядке, и к богослужебным молитвам так, как (если возможно такое сравнение) соучаствуем в музыке великих композиторов. Мы ее слушаем с полной открытостью сердца, ума, чувствительности нашей, мы воспринимаем ее в той мере, в какой сами уже созрели, в той мере, в какой в нас уже дрожат струны, которых касается эта музыка.
Но конечно, каждый раз мы приобщаемся тому, что слышим, в разной мере: в один день глубоко переживаем нечто, а в другой раз, когда хотим вернуться к этому переживанию, та же самая музыка или те же самые слова не вызывают никакого отклика в нашей душе, в этот момент наша душа не на это отзывается. Есть нечто другое, вероятно, на что она отзовется, но не это.
И стараться искусственно пережить в другой раз, заново то, что было пережито с большой глубиной, мы не должны – мы должны быть готовы пережить то, что сейчас переживается.
У нас есть прихожанка, сейчас ей за шестьдесят лет. Она дочь смешанного брака, дома употреблялся английский язык, и она всегда чувствовала, что что-то в ней мертво. Когда мы начали в нашей приходской школе учить детей не только Закону Божию и тому, что мы называли «родиноведение», то есть литературе, истории и так далее, но и стали их учить пению, причем не церковному, а народному, она как-то ко мне подошла (ей было тогда лет десять-двенадцать) и сказала: «С тех пор как мы поем песни на русском языке, какие-то струны, которые во мне спали, зазвенели, и я чувствую, что начинаю оживать». Подумайте: когда мы находимся на богослужении, каким образом до нас доходит то, что там сокрыто? С одной стороны, через слова, которые раскрывают перед нами опыт всей Церкви, выраженный совокупностью множества святых, с другой – через музыку, которая эти слова доносит до нас, пение церковное. И мы можем пережить то и другое. Вы наверно знаете, что просто слова не всегда доносят до нас понимание вещей, но в поэзии, в музыке они вдруг получают особенную глубину. Это можно увидеть очень легко, если взять, например, стихотворение, которое до нашей души дошло, нас тронуло глубоко, на которое отзывается вся душа, и прочесть его в переводе. Оказывается, что в переводе оно до нас не доходит. Слова те же, да, но для того чтобы дошли до нас эти слова или образы, нужно их облечь в плоть, вернуть им значение и смысл, который они имеют на родном языке. Это зависит и от сочетания слов, и от созвучий. Мне вспоминается одно стихотворение Огарёва:
Дол туманен, воздух сыр,
Туча небо кроет,
Грустно смотрит тусклый мир,
Грустно ветер воет.
Не страшися, путник мой,
На земле все битва;
Но в тебе живет покой,
Сила да молитва
Если перевести эти слова, такие простые, на иностранный язык, останется только костяк, скелет, плоти не будет.
Поэтому в нашем богослужении есть проблема для нас.
Мы должны врасти в язык, на котором эти молитвы до нас доходят. Большей частью они не были написаны на том языке, на котором мы их читаем. Литургия Василия Великого, Иоанна Златоустого, Иакова, брата Господня, все они были написаны на греческом языке, и каждое слово звучало глубоко и осмысленно под пером или на устах тех, кто их составлял.
Нам, русским, посчастливилось, что те переводчики, которые нам оставили их на славянском языке, были глубоко вкоренены и в греческий язык. Они не только переводили слова, они переводили смысл слов. Они не обращались просто к словарю в поисках точного перевода, они часто передавали нам смысл тех или других молитвенных обращений, но на языке, который для нас понятен и близок.
И вот когда мы употребляем молитвы святых, будь то в богослужении, будь то в частном порядке, мы должны углубиться в смысл этих слов.
Как я уже много раз говорил, каждая молитва нам говорит о том, как данный святой или совокупность святых, составляющих Церковь, понимали Бога, что они знали о Боге, как они к Нему подходили, говорит о том, как данный человек переживал молитвенно себя самого, когда стоял перед Богом – не перед людьми и даже не перед собой.
Потому что перед собой мы часто лжем или приукрашиваем действительность, мы не хотим себя видеть такими, какими нас видит Бог, – до момента, когда вдруг нас охватывает величие Божие и ужас перед тем, как мы недостойны Его. Тогда мы начнем эти молитвенные слова произносить покаянно, сердцем сокрушенным и смиренным (Пс 50:19).
И с другой стороны, потому что молитвы святых всегда обращены не только на Бога, говорят не только о своем составителе, но обращены на мир, мы видим, каким этот мир видели святые, как они его переживали, что он представлял для них. Порой он представлял для них соблазн, порой страх и ужас, порой – отражение изумительной красоты Божией, вложенной в Его творение. И мы должны научиться через молитвы святых видеть вещи так, как они их видели, переживали и понимали."
Митрополит Антоний Сурожский.

Автор:  Катрин [ 18 мар 2021, 18:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

:016:
Попозже почитаю внимательно, но и пробежав наискосок, я вижу, что мне это очень интересно! Спасибо, Мила!

Автор:  Мила [ 18 мар 2021, 20:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Катрин писал(а):
:016:
Попозже почитаю внимательно, но и пробежав наискосок, я вижу, что мне это очень интересно! Спасибо, Мила!

Почитай. Я прочитала про женщину, в которой "зазвенели струны" после того, как они стали петь песни Родины, сразу подумала о тебе и твоих трудах. Помоги Господь!
А еще мне понравился пример со стихами Огарева - вот точно, что не передать чего-то глубинного на другой язык. И хотя владыка нас утешает, что для нас с греческого переводили люди, знавшие этот язык как родной, я все-таки всегда с интересом слушаю, когда говорят и пишут о значении тех или иных слов в Писании, к которым мы привыкли как к единственному варианту. а открывается, что в арамейском или греческом это имеет еще какое-то значение, которое дополняет и углубляет слово.

Автор:  Катрин [ 19 мар 2021, 05:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Мила писал(а):
если взять, например, стихотворение, которое до нашей души дошло, нас тронуло глубоко, на которое отзывается вся душа, и прочесть его в переводе. Оказывается, что в переводе оно до нас не доходит.

Я сейчас напишу не о переводах. Чужая поэзия не так трогает, как своя. Есть возможность наблюдать следующее: владеет человек в совершенстве каким-либо языком, пусть даже очень близким к родному. Удивительно, но - его поэзия не затрагивает душу так, как своя, родная.
Коряво пишу, но, надеюсь, понятно.
Цитата:
Слова те же, да, но для того чтобы дошли до нас эти слова или образы, нужно их облечь в плоть, вернуть им значение и смысл, который они имеют на родном языке. Это зависит и от сочетания слов, и от созвучий. Мне вспоминается одно стихотворение Огарёва:
...Грустно смотрит тусклый мир,
Грустно ветер воет.

Поэты используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи. Один из них - намеренное повторение гласного звука.
Например, ударный звук «у» для русского уха характерен для описания унылости, как в приведенных строках Огарева.

Для другого народа он может иметь иную окраску. Например, возглас «ура!» для нас здесь главное - это раскатистое, звонкое «а-а-а».
Аргентинцы произносят это же слово в такие же моменты, как и мы, но с ударением на «у»: «у-у-ура!». Разве можем представить наших солдат во время атаки или на параде, тянущих «ууу» ??? !!!
Прав Владыка, не только слова, но и звуки по-разному влияют на нашу душу, восприятие.

Да, интересно узнать дополнительно значение слов на греческом или др. языках. Но если древние переводчики выбрали этот вариант, значит считали, что так будет правильнее?
Вот, говорят, что на греческом «любовь» переводится четырьмя словами. А у нас только одно. Может быть, так и надо, так и лучше.

Автор:  Катрин [ 19 мар 2021, 05:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Мила писал(а):
Помоги Господь!

[s441]
Помоги Господи всем нам.

Автор:  Михаил_ [ 10 апр 2021, 11:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Когда трудно молиться. Протоиерей Андрей Ткачёв.
phpBB [media]

Автор:  Мила [ 28 июн 2022, 11:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

С Богом гораздо проще жить, чем с людьми, потому что Он гораздо понятливее. У меня был племянник, который жил у нас. Помню, мальчуган загонялся за день, вечером приполз к своей постели, посмотрел грустно на бабушку и сказал: “Я слишком устал, чтобы молиться!” Потом посмотрел на икону, послал воздушный поцелуй и сказал: “Спокойной ночи!” — и заснул тут же. И я уверен, что этот поцелуй мальчугана из глубины его усталости был гораздо реальнее, чем, если бы он из себя вымучил какую-нибудь молитву.

И с нами то же самое. Мы можем сказать: “Господи, я так устал — не только телом, но и голова не варит; но я знаю, что я Тебя люблю, хотя этой любви не могу сейчас ощутить; я знаю, что я в Тебя верю, хотя сейчас я не ощущаю ничего ровно, кроме боли в ногах и в спине”. И я думаю, можно перекреститься и сказать: “Я в этой пустоте ложусь спать — и Бог меня хранит”.

Из бесед митрополита Сурожского Антония

Автор:  Olivia [ 12 июл 2022, 21:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Прочитала у одной многодетной мамы Кристины, сейчас ей 30 с небольшим, четверо детей, 3 мальчика и младшая девочка. Совсем юной она пришла в Церковь, осознанно покрестилась и воцерковилась.
Кристина писал(а):
Люблю фразу: «Люби Бога и делай, что хочешь!»

Если Вы не неофит, то уже смотрите на православие под другим углом.
Вы уже не думаете в ключе: надо слушать только песнопения, читать только православные книги, ездить только в православные страны, ходить только в храмы и пр.

Это все надо перерасти и научиться самим различать как правильно, а как нет.

Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Евр. 5:14

Да, мы не совершенны.
Никто не совершен, только Отец Наш Небесный.

Но, мы призваны к этому.
Давайте выключим вот это: «да куда мне такому сякому…»
Это ложное смирение.

Давайте разберем на примере наболевшей темы, темы молитвенного правила.
Много лет она не давала мне покоя.
Сначала я упорно читала правило дважды в день во что бы то ни стало. Потом перестала это делать. Потом вернулась снова.
Сейчас я не читаю правило дважды в день. Выработала уже свой подход. Это очень личный момент. Но, говорить об этом надо!

Я почти 16 лет в Церкви и все это время живу непрерывной церковной жизнью. Ни разу за это время не отлучалась от Чаши дольше, чем в послеродовые периоды.
И было много всего интересного.

И вот только сейчас мне попалась в руки книга глубокоуважаемого мной протоирея Алексея Уминского «Книга о молитве. Тяжесть правила или разговор с Отцом?» издательства @nikeabooks

ВСЕМ, просто ВСЕМ рекомендую ее к прочтению!

Приведу отрывок, который меня воодушевил: «Нужны ли такие молитвы, чтобы обратиться к Богу, и что они дают? Если у тебя до сих пор не сложилось никакого личного отношения к Богу, зачем ты вообще молишься и обращаешься к Нему? Зачем читаешь утренние молитвы? Многие объясняют, что это вопрос дисциплины, как чистка зубов или приведение в порядок одежды. Но, не слишком ли это банально?

У меня есть друзья, священники, которые служат примерно столько же лет, сколько я, и они давно перестали читать всякие молитвенные правила, а научились наконец, пройдя долгий путь священства, молиться Богу своими словами - обращаться к Нему и утром, и вечером, и в течение дня.
А я попробовал однажды обратиться к Богу с молитвой сердца и понял, что пока этого не могу, мне просто страшно: я весь в суете, а мне придется говорить с Богом прямо, без посредника, все, что я Ему скажу, будет абсолютно откровенно… Слов и времени я потрачу немного -но у меня нет внутреннего потенциала так честно и чисто говорить с Богом! И я испугался, мне ужасно захотелось взять в руки молитвослов и прочесть от буквы до буквы все утреннее правило, которое я читаю сорок лет и от которого никакой пользы на сегодняшний день не ощущаю, кроме чувства выполненного долга, удовлетворения, что я отдал свою долю».

Осторожненько, аккуратненько, несколько лет назад я пыталась выведать у некоторых людей (в основном, это были священники и их жены, которые уже лет по 40 живут непрерывной церковной жизнью) об их личном молитвенном правиле.
Так вот никто из них не сказал мне, что «вычитывает» правило от корки до корки утром и вечером. Никто.
Женщины, как правило, не успевают. Батюшкам хватает служения и какого-то своего личного общения с Богом».

Самым страшным для меня всегда было вот это механическая «вычитка». Без души.
Да, какое-то время ум хоть как-то удерживает молитву, а потом неизбежно начинает рассеиваться…
И не делает это меня лучше и духовнее.
И батюшка пишет о том же.

Я НЕ ПРИЗЫВАЮ НИКОГО БРОСИТЬ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО!

Обращаться к Богу важно и нужно каждый день!
И, если вы чувствуете, что устали и даже стали раздражаться, разнообразьте!
Прочтите главу из Евангелия. Из Апостола. Кафизму. Часть правила. Несколько молитв.
Или просто вздохните: «Господи, буди мне, грешному!» и начинайте свой день.
Бывает иногда валишься в конце дня и так искреннее, из глубины: «В руце Твои, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой…»
Или: «Господи, спасибо за еще один день!»

Это бывает действеннее длинного правила.

Личное отношение ко Христу является первоосновой всякой молитвы, которая прежде всего - богообщение.

Так, думаю, в основном, живет нынешняя православная молодежь, которая, можно сказать, с пеленок пришла (или вернее, ее привели в Церковь). Та молодежь, которая осталась, не ушла из Церкви, повзрослев...

Автор:  Olivia [ 12 июл 2022, 21:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Продолжение
Кристина писал(а):
Страшно осознавать, но почему-то многие из верующих общаются с Богом только через молитвослов.
А личный разговор? - «Да кто я такой, чтобы с Богом говорить!»
Ты, я, мы все - Его дети!
Давайте все-таки стремиться чувствовать себя Его детьми!
Помните про раба, наемника и сына?
Кем вы себя чувствуете сейчас?
В каких вы отношениях с Богом?

Автор:  Канал Родничок [ 12 июл 2022, 22:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Понятно. По молитвослову хорошо; без молитвослова хорошо; и сочетать хорошо

Автор:  Канал Родничок [ 12 июл 2022, 22:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Olivia писал(а):
«Люби Бога и делай, что хочешь!»

Как интересно [126] Всё, жизнь прекрасна после таких слов

Автор:  Olivia [ 13 июл 2022, 08:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Ага, кажется, надо совсем мало... Полюбить Бога. ...«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим»... Ага, и ближнего, как себя...

Автор:  крымский [ 13 июл 2022, 11:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Olivia писал(а):
Страшно осознавать, но почему-то многие из верующих общаются с Богом только через молитвослов.
А личный разговор? - «Да кто я такой, чтобы с Богом говорить!»
Ты, я, мы все - Его дети!
Давайте все-таки стремиться чувствовать себя Его детьми!
Помните про раба, наемника и сына?
Кем вы себя чувствуете сейчас?
В каких вы отношениях с Богом?
[/quote] Конечно помним про три пути: путь раба это когда идешь к Богу из за боязни адских мук, путь наемника когда приходишь ради награду и путь сына когда приходишь к Отцу. Ну и как там у вас получается?

Автор:  Olivia [ 13 июл 2022, 11:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Это Кристина писала, а не я (адрес могу дать). У нее и спрашивайте ;) или сначала про себя расскажите)) Кристина, в принципе, про себя не скрывает. Так и говорит, что Господь ее Отец.

У меня тоже есть вопрос к Вам. У Вас есть благословение людей учить, обличать?

Автор:  крымский [ 13 июл 2022, 17:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: О молитвенном правиле

Olivia писал(а):
У Вас есть благословение людей учить, обличать?

phpBB [media]

[hi] [corn]

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/