Сергей Аверинцев писал о древнегреческих богах: «Олимпийцам (богам) можно было уподобиться через смех – или, когда для смеха не остается места, через другой акт свободы, специально свойственный герою: через самоубийство». Путь же уподоблению Богу в христианстве противоположен. Тот же автор пишет: «Для контраста можно было бы вспомнить часто повторяющееся утверждение христианского предания, что Христос плакал, но никогда не смеялся, или слова святого Исаака Сирина о сострадательном плаче как пути к «уподоблению Богу». Попробую рассмотреть смех во всём многообразии.
Например, вопрос смеха стал ключевой темой в произведении Умберто Эко «Имя розы», где спорят средневековые монахи о допустимости смеха. Ну, а я попробую обратиться к Священному Писанию и Преданию, чтобы разобраться в этом вопросе.
Как-то читал рассказ игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, как к нему ходил один человек на исповедь. Причём, исповедуясь, этот человек всё время смеялся. Как прекрасно, когда духовник понимает душу человека и то, что в ней творится. Архимандрит Ефрем принимал исповедь молча, никогда не останавливал и не делал замечаний этому человеку. Вскоре смех превратился в слёзы и рыдания. Что же произошло?
В данном случае смех этого человека был защитной реакцией. Ведь исповедь требует глубокого погружения в себя, принятие внутреннего ада и поднятие грехов наружу. Для человека, не имеющего такого навыка, это тяжело и больно, отсюда и смех как защита от погружения вовнутрь. Духовник молчал, потому что видел эти попытки, ведь он приходил вновь и вновь на исповедь, а значит боролся с собой, жаждал покаяния и очищения. В итоге смех перешёл в покаянный плач и рыдания, т.е. он преодолел психологические защиты и добрался до своего «я», потому и смог покаяться.
В житии преподобного Исаакия Оптинского была подобная трансформация. Он был шутником и юмористом, потом в процессе самопознания и приобретения духовного опыта, его внутренняя суть изменилась. Ещё Аристотель писал на эту тему: «Привычка находить во всем только смешную сторону — самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности». Очень часто юмористов считают умными людьми, но с духовной и даже философской точки зрения всё оказывается наоборот. Какую же ещё роль может играть юмор?
«Сказывают, что некто, в пустыне ловя диких зверей, увидел, что авва Антоний шутил с братиями, и соблазнился. Старец, желая уверить его, что нужно иногда давать послабление братии, говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он сделал так. Старец говорит ему: еще натяни. Тот еще натянул. Опять говорит: еще натяни. Охотник отвечал ему: если я сверх меры натяну лук, то он переломится. Тогда старец сказал ему: так и в деле Божием: если мы сверх меры будем напрягать силы братий, то они скоро расстроятся. Посему необходимо иногда давать, хотя некоторое послабление братии. – Охотник, услышав это, пришел в умиление и пошел от старца с назиданием».
В данном случае смех рассматривается как освобождение от внутреннего напряжения. Философ Иммануил Кант так сформулировал такую функцию смеха: «Смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто».
Некоторые люди удивляются, почему разного рода юмористы, комики, стэндаперы часто печальны и не редко пребывают в депрессии. В Священном Писании есть такое изречение: «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль». (Прит.14:13) Смех как разрядка при напряжении необходим, а теперь представьте, если вы постоянно разряжаетесь, причем, не напрягаясь внутренне?! Эмоциональное и психическое опустошение приводит человека в полную негодность, отсюда печаль – уныние - алкоголь, наркотики - депрессия. Опять вспоминаем Аристотеля: «Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела». Именно таким образом пользовался юмором преподобный Амвросий Оптинский.
Есть и другая грань юмора - высмеивание, как оружие обесценивающее что-либо. Отсюда становится понятна фраза Христа: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». (Лк.6:25) Очень часто высмеивали то, что говорил Иисус, например: «Не можете служить Богу и маммоне. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». (Лк.16:13-14) В данном случае обесценивание истинного сокровища, т.е. Самого Христа и Его учения, приносит человеку горе, страдание и боль. Сюда же можно отнести высмеивание недостатков человека, оскорбление его, что происходит от высокомерия и гордыни. Это всегда злой смех.
Но с другой стороны оружие смеха, как обесценивание, просто незаменимо в духовной жизни. Как им пользоваться? Например, в уме возник образ самого себя, как героя или вообще в триумфе, т.е. типичное тщеславие. Вот тут и нужно абстрагироваться от этого образа и высмеять эту мысль и самого себя в ней, т.е. обесценить. Самоирония, направленная на собственный греховный образ и есть та сила, которой нужно бить страсти. В грехе человек всегда комичен или трагичен. Комедия Гоголя «Ревизор» построена удивительным образом. В ней плач и горе завёрнуто в обёртку юмора. Порочность человека – это болезнь и страдание, свойственное всем людям. Добровольное унижение достоинства человека – это только на поверхности юмор, но всё более смеясь, начинаешь плакать, видя отражение себя и то, как грех приносит страдание.
Есть ещё в Библии интересное высказывание: «Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется». (Сир.21:23) В этой цитате громкий смех противопоставляется улыбке. Смех, как стихия овладевающая человеком - признак внутренней несдержанности, отсутствие душевной работы, соответственно, внутреннего контроля. Отсюда такие реакции: «со смеху валяться», «кататься от смеха по полу» и «смеяться до слёз». Показатель, что человек не владеет своей душой и не контролирует её движения. По сути все аскетические цитаты именно про это. Апостол Павел пишет: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». (1Кор.6:12) Приступ смеха – своего рода одержимость.
"Смех без причины - признак дурачины". Смех без причины может быть результатом психического расстройства. Согласитесь, неестественный смех очень неприятен. Главный герой недавно вышедшего фильма «Джокер», весь фильм смеялся этим ужасным истерическим смехом. Я обратил внимание, что если человек хочет сказать что-то, что ему важно, но он очень стыдится этого мнения, то выдаёт его со смехом. Один знакомый постоянно сетует, что Бог не слышит его молитвы, так вот он любит кому-нибудь сказать: «помолись Богу и Он даст тебе это!» При этих словах он посмеивается, причём без явной злобы, но всё равно досада чувствуется. Ещё я заметил, что разного рода хохотуны или хохотушки прикрывают свою глубокую скорбь и печаль. Скорее всего, сильные психологические травмы, невозможность их вспомнить и прожить, а лучше выплакать. О суицидниках не раз слышал, когда их знакомые говорят, мол, был весел, шутил, смеялся, а вечером в петле нашли.
Подводя итог нужно сказать, что смех и юмор сложное явление. Например, об прп. Амвросие Оптинском соблазнялись, видя его весёлым и постоянно шутящим. Но если вы посмотрите его поучения, то увидите такие слова: «Смех изгоняет страх Божий». Он имел дар в юмор заворачивать глубочайшую мудрость, особенно для тех, кто нуждался в утешении. Истинная христианская радость – это всегда благодать, переливающаяся через край души. Оттого она тиха, кротка и мирна, в отличие от сатанинского гогота и адского смеха.
Бывает так, что новоначальный христианин прочитает, что смеяться грешно и надевает на себя маску серьёзности, или как сказал Господь: «не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица». (Мф.6:16) Искусственное мрачно лицо – ещё больший грех, чем неконтролируемый смех, поскольку связано с лицемерием.
Так почему же не смеялся Христос? Сербский святой Иустин Попович говорит, что Иисус никогда не смеялся, потому что Он видел в каждое мгновение каждый грех каждого человека через всю человеческую историю! «Сострадание» не смеётся, но милует и радуется. Проще говоря, внутренняя свобода, милость и сострадание, вот, что двигало Воплотившимся Господом. Видя, как мучаются люди, до смеха ли?!
Со страницы ВК Ефрема Метса. Ижевск. Тихвинский мужской монастырь