Вряд ли кто-то не смотрел фильм "Москва слезам не верит". Так вот интересный разбор герове фильма, в основном мужской его части, проводит психолог Александр Ткаченко на своей странице ВК. Мне показалось любопытным. И почему-то захотелось опубликовать именно в теме о воспитании.
"Москва слезам не верит"
Для меня это нынче - фильм про несостоявшуюся мужскую и женскую идентичность у главных героев.
Несколько поколений детей выросли в нашей стране без отцов (в силу известных причин). И Гоша - как раз такой вот двоящийся образ: с одной стороны - в меру брутальный и безмерно очаровательный мужчина. С другой - ранимый и беззащитный мальчик, испугавшийся, что его сейчас разоблачат в его ненастоящей мужественности.
Мужчина, который всю жизнь конкурирует с женщиной, но жутко не уверен в своей состоятельности, из-за чего постоянно педалирует свою принадлежность к мужчинам. Это ведь как раз характерно для мальчиков, выросших без папы, не впитавших вообще никакой модели мужского поведения в родительской семье. Мама выполняла для него и роль отца тоже.
Поэтому, даже в сорок лет он никак не может выйти из этого противостояния с ней: не может встать вровень с отцом, чтобы доказать себе - я такой же мужик, как и папа. Потому что папой для него была мама. И любой женщине, в которой он видит намек на властность, или хотя бы самодостаточность, он тоже начинает противостоять "на автомате". А если уж женщина реально крутая и властная, тогда вместо противостояния у героя включается группа мышц, управляющая бегством.
Конечно, трудно не закомплексовать, когда оказывается вдруг, что твоя женщина - директор крупного завода. Но там фильме ведь не про комлексование. Там - про полный отказ от контакта с женщиной, стоящей выше героя по социальной лестнице. Избегание. Паника. Уход на нелегальное положение.
И, надо сказать, этот его импульс небезоснователен. У героини Алентовой тоже - серьезные проблемы с женственностью. Она умеет либо командовать, либо - подчиняться по-детски. Зрелой, уверенной женской позиции у нее не сформировалось. Лишь "тетя-командир" - чтобы выжить. И - беспомощная девочка, которую эта "тетя-командир" защищает.
Один раз ее жестко бросили - и всё. Теперь это либо "железная леди", жестко выдерживающая дистанцию. Либо - заплаканный испуганный ребенок, которого в очередной раз могут бросить. С такой женской комплектацией мужчине придется ой как нелегко. Особенно, такому вот, обаятельному взрослому мальчику, привыкшему конкурировать с любой женщиной, хотя бы на социальный миллиметр приподнявшейся выше его вечно уязвленной мужской части.
И кстати, в возвращении Гоши к Катерине я не вижу хэппи энда. Если уж на стадии конфетно-букетного периода у них вскрылись столь серьезные проблемы, тогда дальше все будет только усугубляться. И сумеют ли они притереться друг к другу так, чтобы мир в семье не был за счет унижения одного из супругов - большой вопрос.
Женщина-то всю жизнь - одна. Привыкла опираться только на себя и не доверять мужчинам. Сколько же это ей нужно внутри себя поменять, чтобы начать вести себя с любимым мужчиной по-женски, мягко и принимающе? И сколько нужно поменять в себе Гоше, чтобы перестать дергаться из-за любого проявления жесткости (а она же к ней ох как привыкла) в любимой женщине?
Короче, после этого "хэппи энда" Гоше еще только предстоит стать зрелым мужчиной. Как и Катерине - зрелой женщиной. Но вот как раз про это кина-то и нету. Увы.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
В продолжение темы: о невзрослых мужчинах в фильме
Герой Олега Табакова в фильме - несчастный человек. Потому что не взрослый: боится тещи, тайком делает недолжное, и надеется, что "взрослые" об этом не узнают.
Главный герой - Гоша - живет бедно потому, что он - не взрослый. У него нет амбиций взрослого мужчины, а значит, нет и планов. Ему для комфортного бытия вполне достаточно мысли о том, что боооольшие ученые дядьки-доктора-наук здороваются с ним за руку, берут с собой бухать на природу, и относятся к нему (маленькому, но умелому) как к равному. А спустить деньги вдурную ребенок может легко. Путешествия, коллекционирование, хобби, или же просто - откладывание на сберкнижку (планов-то на жизнь нет, тратить некуда).
Невольный отец Александры - Рудольф - самый невзрослый из всех героев фильма. Мальчик, безумно гордый тем, что его взяли работать на телевидение, и до седых волос считающий, что это - главный его козырь в жизни. С помощью этого козыря научился пускать пыль в глаза заинтересовавшимся им женщинам. Но любая ответственность за свои поступки приводит его в панический ужас: как же может мальчик быть мужем и отцом? Он - настоящая жертва. Сначала - жертва маминого воспитания. Потом, жертва уже собственного выбора - оставаться мальчиком, не взрослеть, имитировать взрослость.
Спившийся хоккеист - еще один вариант Рудика. Только вместо телевидения у него - большой хоккей. Мальчик научился гонять шайбу и забивать голы. Все остальные взрослые коммуникации остались для него недоступны. Взрослый мир пугает и тяготит. А алкоголь - эффективный способ прерывания контакта с этим пугающим и тягостным миром взрослых, уход, избегание. Ну и ответственности, конечно, никакой: откуда у пьющего ребенка возьмется ответственность. А женщины... Ну что - женщины? Он ведь маленький. Он их или боится-стесняется, или злится за то, что они его подавляют, бунтует, буянит: " - Ты плохая! Я от тебя уйду к хорошим людям!" И уходит. В пивную. К таким же, как сам.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Такой хороший фильм обо.... и! Какая- то безысходность во всем этом видится. А он точно психолог или может - психолох? Да еще православным себя называет.
«Мама дает жизнь, папа - силы жить. Если связь с отцом была разорвана, это бессилие ребенок будет ощущать всю жизнь.» Психолог Александр Ткаченко (хочется поставить психолог в кавычки)
Такой хороший фильм обо.... и! Какая- то безысходность во всем этом видится. А он точно психолог или может - психолох? Да еще православным себя называет.
«Мама дает жизнь, папа - силы жить. Если связь с отцом была разорвана, это бессилие ребенок будет ощущать всю жизнь.» Психолог Александр Ткаченко (хочется поставить психолог в кавычки)
Оль, ну почему обо...и?! Наоборот - не внешние только сюжетные линии , но раскрыл психологические черты своих героев. Значит, и глубина фильма увеличивается. Не сказка о Золушке, а реальность со всеми вытекающими. Самый положительный мужской персонаж - это Николай - тверды уверенный, на него можно положиться. Он не разбирал женские образы, но про Катю точно можно сказать, что травмированный она человек(.
Ну и что греха таить - мальчики, воспитанные мамой и бабушкой испытывают большие трудности. Хорошо, если хоть дед нормальный есть.
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Психолог Александр Ткаченко (хочется поставить психолог в кавычки)
Ну, зачем в кавычки- они такие, эти психологи. Да и не надо даже быть сильным психологом, что бы про одного и того же человека убедительно рассказать с одной стороны, а потом так же убедительно с другой. Мы все это, как правило, умеем и даже занимаемся порой, в зависимости от ситуации. А уж попиариться на известном брендовом фильме- лучшая реклама. Главное- вовремя догадаться. Это не в обиду конкретному психологу, это в принципе.
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
Людмила, я ж на себя намекаю! Никогда не смотрел. Только какие-то кусочки.
Так вам в год выпуска фильма лет 10 было? Конечно, для такого возраста фильм не интересен. А потом время проходит и забывается, что такой был. Я по себе знаю. Иногда удивляюсь, что даже названия не слышала
_________________ "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Послание апостола Павла к Филиппийцам 2:21
Так вам в год выпуска фильма лет 10 было? Конечно, для такого возраста фильм не интересен
Как бэ...мне столько же бы было. Но фильм смотрела уж раз не знаю сколько.
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
В 10 и я такое не смотрела. Это 3-4 класс. Фильм этот я посмотрела уже взрослой, замужем была. Классика ж.
прот. Сергий писал(а):
Никогда не смотрел.
Интересно, а отчего о.Сергий не смотрел? Принцип какой али что ещё?
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
Понимаю...я вот тоже..."Войну и мир" так и не прочитала, так, отрывками какими-то, суть понятна и ладно.
_________________ Простите мне, " воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?" Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы".
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения